1900-1910
Леонид
Андреев
Иннокентий
Анненский
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА
Константин Бальмонт
Зинаида Гиппиус
Вячеслав Иванов
Александр Куприн
Дмитрий Мережковский
Федор Сологуб
Писатели:
Как измерить литературную эпоху?

Характеризуя тот или иной литературный период, мы обычно используем знакомые нам временные понятия — «десятилетие», «столетие», «век».
Мы говорим: «поэзия начала XX века», «проза 50, 60, 70-х». Но всегда ли рамки литературной эпохи совпадают с календарными? Нельзя отрицать, что такие примеры существуют. Но все же литература не подчиняется строгим правилам календаря.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии
и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике
и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые
зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни...»
Н. Бердяев
Александр Александрович Блок
Один из самых известных поэтов Серебряного века, имя которого для читателей неизменно ассоциируется с идеями символизма и философией В. Соловьёва, «Стихами о Прекрасной Даме» и темой Вечной Женственности, с поэмой «Двенадцать» и стихотворением «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». По определению
В. М. Жирмунского, Блок— поэт метафоры, для которого «романтическое преображение мира с помощью метафоры — не произвольная поэтическая игра,
а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни».

Автор множества поэтических циклов «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Родина», «Город», «Снежная маска», «Вольные мысли», поэм «Возмездие», «Соловьиный сад», «Двенадцать», пьес «Балаганчик», «Роза и крест»; статей
и рецензий о русской литературе и театре, о судьбе народа, интеллигенции
и революции.
Поэт, драматург, публицист, классик русской литературы XX столетия,
крупнейший представитель символизма.
«Блок не кажется мне красивым. Над узким высоким лбом (все в лице и в нем самом – узкое и высокое, хотя он среднего роста) – густая шапка коричневых волос. Лицо прямое, неподвижное, такое спокойное, точно оно
из дерева или из камня. Очень интересное лицо…Движений мало, и голос под стать:
он мне кажется тоже «узким», но он при этом низкий и такой глухой, как будто идет
из глубокого-глубокого колодца. Каждое слово Блок произносит медленно и с усилием, точно отрываясь от какого-то раздумья
».
Зинаида Гиппиус,
поэт, писатель, драматург,
литературный критик
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
1880–1921
Ресторан «Вена».
Доходный дом Гиллерме –
Дом Ф. И. Ротина
Архитектор: Г. А. Боссе, И. П. Маас
Год постройки: 1834, 1875-1877
В начале XX века петербургский ресторан «Вена»,
находящийся на пересечении Гороховой и Гоголя (ныне –
Малой Морской) улиц, стал излюбленным местом встреч
столичных литераторов, артистов, художников и музыкантов.
В числе его постоянных посетителей были А. Аверченко,
Л. Андреев, М. Горький, А. Куприн, А. Толстой, А. Блок,
С. Городецкий, Ф. Шаляпин и др. Литературную славу «Вене»
принесли знаменитые на весь город журфиксы, которые здесь
проводил В. А. Тихонов. «Если ты трубочист – то лезь
на крышу,если пожарный – то стой на каланче, а если
литератор или журналист – ступай в "Вену"», ‒ такой девиз
свидетельствовало небывалой популярности заведения
в литературной среде. Недаром завсегдатаев заведения
так и именовали ‒ поэты из «Вены».

Предприимчивый владелец ресторана, И. С. Соколов,
в рекламных объявлениях гарантировал посетителю
обязательные «встречи с писателями и артистами», которые
время от времени оставляли свои автографы и афоризмы
на плакатах, оформляющих стены «Вены». В 1913 году
«венские афоризмы», а также каламбуры, эпиграммы
и карикатуры на знаменитых посетителей ресторана были
изданы в виде набора открыток «Экспромты и наброски
гостей "Вены"», а также в формате книги ‒
иллюстрированного рекламного альбома «Десятилетие
ресторана "Вена". Литературно-художественный сборник».

Александр Блок в ресторане «Вена».

Участники «Цеха поэтов» любили проводить время в «Вене».
На одном из таких обедов состоялись шуточные выборы
короля поэтов. Им стал не присутствовавший в собрании
А. Блок, которому прямо из «Вены» была отправлена
открытка с экспромтом:

«ДИАЛОГ. МЫ и БЛОК.»

Мы. После Цеха,
После Академии, —
Мы без смеха
Раздавали премии.

Блок. Вот потеха!
Избран вами всеми я!

Музей-квартира А. А. Блока. Доходный дом
М. Е. Петровского
Архитектор: М. Ф. Петерсон
Год постройки: 1874-1876
В доме № 57 по Офицерской ул. (ныне — ул. Декабристов)
поэт Александр Александрович Блок прожил последние
девять лет жизни — с июля 1912 до августа 1921 года.
Поэт и его жена, Лидия Дмитриевна (урожденная
Менделеева), занимали квартиру № 21 до февраля 1920 г.
Здесь А. Блоком были написаны стихотворные циклы
«О чем поет ветер», «Жизнь моего приятеля»,
«Черная кровь», «Ямбы», «Кармен», поэмы
«Соловьиный сад» и «Двенадцать», драма «Роза и крест»,
многочисленные статьи; была продолжена работа над
поэмой «Возмездие», циклами «Итальянские стихи»
и «Через двенадцать лет». В 1920-м году А. Блок и его
жена были вынуждены переехать в небольшую квартиру
двумя этажами ниже, которую с 1918 года снимала мать
поэта – Александра Андреевна. Здесь, в квартире № 23,
поэт скончался 7 августа 1921 г. 25 ноября 1980 года
в доме № 57 был открыт музей. Сегодня в последней
квартире А. Блока представлена литературная экспозиция,
рассказывающая о жизненном и творческом пути поэта.
«Башня» Вячеслава Иванова
Доходный дом И. И. Дернова
Архитектор: М. Н. Кондратьев
Год постройки: 1903-1905
Доходный дом И. И. Дернова, расположенный на углу
Таврической и Тверской улиц, известен как «Дом с башней»,
или как «Башня» Вячеслава Иванова — так современники
называли петербургскую квартиру одного из самых
выдающихся русских поэтов-символистов, находившуюся
в башенной части здания. В квартире № 24 поэт Вячеслав
Иванович Ива́нов и его жена Лидия Зиновьева-Аннибал
проводили «Ива́новские среды», а также собрания
«Академии стиха» и общества «Друзья Гафиза».
На «Ива́новских средах» собирался весь цвет
отечественной культуры. Среди гостей «Башни» можно
было встретить А. Блока, А. Белого, Д. Мережковского
и З. Гиппиус, Н. Гумилева и А. Ахматову, М. Волошина,
Н. Бердяева, О. Мандельштама, Ф. Сологуба,
В. Хлебникова, С. Городецкого, А. Ремизова,
С. Булгакова, М. Горького, В. Брюсова, представителей
«Мира искусства», «Нового пути», «Вопросов жизни»,
«Весов» и др.

На собраниях Вяч. Ива́нова, по словам Н. Бердяева,
«русское литературно-художественное движение
соприкоснулось с движением религиозно-философским».
Здесь обсуждались не только актуальные вопросы
литературы, живописи, театра, но и новой эстетики
и этики, философии, богословия и антропософии.
В период с 1905 по 1907 год «Ива́новские среды»
проводились регулярно и почти прекратились после
смерти жены Вяч. Ива́нова (1907). Однако «Башня»
оставалась одним из центров литературно-
художественной жизни Петербурга до 1912 года.


А. Блок в «Башне» Вячеслава Ива́нова

В «Башне» Вячеслава Иванова впервые прозвучало
стихотворение Александра Блока «Незнакомка».
Из воспоминаний К. И. Чуковского: «Я помню ту ночь,
перед самой зарей, когда он впервые прочитал
"Незнакомку", – кажется, вскоре после того, как она
была написана им. Читал он ее на крыше знаменитой башни
Вячеслава Иванова. Из этой башни был выход на пологую
крышу, и в белую петербургскую ночь мы, художники, поэты,
артисты, возбужденные стихами и вином, – а стихами
опьянялись тогда, как вином, – вышли под белесоватое
небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой,
загорелый (он всегда загорал ранней весной), взобрался
на большую железную раму, соединяющую провода
телефонов, и по нашей неотступной мольбе уже в третий,
четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим
сдержанным, глухим, монотонным, безвольным,
трагическим голосом…»

Максим Горький
Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей XX века, основоположник советской литературы. Основатель издательств «Знание», «Парус», «Всемирная литература», объединивших лучшие литературные и научные силы России. По инициативе М. Горького были созданы журналы «Литературная учеба» и «Наши достижения», изданы книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта. С общественной деятельностью писателя связаны преобразования по улучшению условий жизни литераторов, повышения
их профессионального уровня. Писатель стоял у истоков создания Дома учёных
и Дома искусств в Петрограде, Центрального Дома учёных, Центрального дома литераторов, Литературного института в Москве (с 1936 года носит имя М. Горького). М. Горький являлся первым председателем Союза писателей СССР, пять раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. По словам И. А. Бунина, «каждое новое произведение Горького тотчас делалось всероссийским событием».
Настоящее имя — Алексей Максимович Пешков.
Прозаик, публицист, драматург, общественный деятель.
«Судьба дала мне возможность близко знать Горького в самые различные периоды его жизни. В эпоху, когда утверждалось его литературное имя, Горький, всегда одетый в чёрное, носил косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши. Этот "демократический" образ Горького известен всему миру и способствовал легенде»
Юрий Павлович Анненков,
живописец, график,
художник-авангардист
1868–1936
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
«Коммунальный салон»
М. Горького
Доходный дом Е. К. Барсовой
Архитектор: Е. Л. Морозов
Год постройки: 1911-1912
Многие годы Максим Горький провёл в эмиграции в Италии. В конце 1913 года, в связи с политической амнистией, писатель принял решение вернуться в Россию из-за границы. В 1914 году он поселился в большой 11- комнатной квартире № 8 на Кронверкском проспекте, 23, которая со временем стала настоящим литературным салоном и центром общественно-политической жизни города. Здесь Горький прожил до 1921 года. По словам Марка Алданова, квартира писателя представляла собой единственное исключение
в Петрограде: в ней бывали и большевики, и их противники, случалось, одновременно − только Горький «мог себе позволить подобный политический коктейль».
В «коммунальном салоне» писателя бывали Ф. Шаляпин,
В. Маяковский, И.Бунин, А. Куприн, Н. Чуковский и другие деятели культуры. Здесь писателем были написаны произведения, ставшие хрестоматийными: «Детство»,
«В людях», цикл «По Руси», повесть «Исповедь», цикл статей «Несвоевременные мысли» и другие произведения.


В своих воспоминаниях В. Ф. Ходасевич описывал будни «коммунального салона»: «К этому времени горьковская квартира оказалась густо заселена. <…> С раннего утра
до позднего вечера в квартире шла толчея. К каждому ее обитателю приходили люди. Самого Горького осаждали посетители – по делам "Дома Искусства", "Дома Литераторов", "Дома Ученых", "Всемирной литературы"; приходили литераторы и ученые, петербургские и приезжие; приходили рабочие и матросы – просить защиты от Зиновьева, всесильного комиссара Северной области; приходили артисты, художники, спекулянты, бывшие сановники, великосветские дамы. У него просили заступничества за арестованных, через него добывали пайки, квартиры, одежду, лекарства, жиры, железнодорожные билеты, командировки, табак, писчую бумагу, чернила, вставные зубы для стариков и молоко для новорожденных, – словом, все, чего нельзя было достать без протекции».
Тенишевское училище
Архитектор: Р. А. Берзен
Год постройки: 1898-1900
В 1898 г. предпринимателем, ученым и меценатом князем
В. Н. Тенишевым было учреждено Тенишевское училище.
Для учебного заведения нового типа в 1899 году началось строительство специального здания на Моховой ул., 33-35. Здание включало два больших корпуса, соединенных стеклянной галереей. Кроме просторных, светлых классов, прекрасно оборудованных лабораторий и кабинетов, зимнего сада и оранжереи в училище были предусмотрены два лекционно-театральных зала, в том числе, уникальный амфитеатр на 500 мест, а также две библиотеки, насчитывающие свыше 6 тысяч томов. Самыми известными выпускниками училища, обучавшимися в дореволюционные годы, стали О. Э. Мандельштам и В.В. Набоков.

В театральном зале училища проходили концерты
и литературные вечера, на которых выступали
В. Маяковский, В. Хлебников, В. Брюсов, А. Блок, С. Есенин, З.Гиппиус, В. Мережковский, А. Ахматова, М. Горький и др.
В 1914 г. Вс. Мейерхольд переоборудовал этот зал для постановки пьес А. Блока «Балаганчик» и «Незнакомка».
В настоящее время здесь находится Учебный театр Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ).
Дом искусств (ДИСК)
Дом Н. И. Чичерина –
Дом купцов Елисеевых
Архитектор: Ж. Б. Валлен-Деламот (?); Н. П. Гребёнка; В. П. Стасов; К. Гаммерштедт
Год постройки: 1768-1771; 1812; 1859-1870; 1902-1904
19 ноября 1919 г. по инициативе М. Горького, К. И. Чуковского и А. Н. Тихонова (Сереброва) в здании на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки открылся знаменитый Дом искусств (ДИСК). По замыслу создателей, новый культурный центр должен был «объединить деятелей искусства и литературы Петрограда для культурно-просветительской работы». Однако организаторы «Дома искусств» ставили своей задачей не только проведение литературных и музыкальных вечеров, диспутов, концертов, художественных выставок, издание книг, но и стремились оказывать социальную помощь деятелям искусств. Значительная часть помещений ДИСКа отводилась
под «творческую коммуну» – общежитие для поэтов, писателей и художников. Здесь проживали многие известные писатели того времени ‒ А. Грин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Ходасевич, А. Волынский, М. Шагинян, Н.Тихонов,
М. Зощенко, М. Слонимский и др. Обитателей
«Дома искусств» в шутку называли «обдиски»
(от аббревиатуры ДИСК).

Дом искусств описан в романе О. Д. Форш «Сумасшедший
корабль», в воспоминаниях К. Чуковского, В. Ходасевича,
Вс. Рождественского («Страницы жизни»), М.Слонимского
(«Завтра. Проза. Воспоминания»), Н. Берберовой
(«Курсив мой»), И. Одоевцевой («На берегах Невы»).
По решению Петросовета Дом искусств был закрыт
в 1923 году.


ДИСК

В.Ф. Ходасевич описывал облик и быт «Дома искусств»:
«Под "Диск" были отданы три помещения: два из них
некогда были заняты меблированными комнатами
(в одно — ход с Морской, со двора, в другое – с Мойки);
третье составляло квартиру домовладельца, известного
гастрономического торговца Елисеева. Квартира была
огромная, раскинувшаяся на целых три этажа, с переходами,
закоулками, тупиками, отделанная с рыночной роскошью.
Красного дерева, дуба, шелка, золота, розовой и голубой
краски на нее не пожалели. Она-то и составляла главный
центр "Диска". Здесь был большой зеркальный зал,
в котором устраивались лекции, а по средам — концерты.
К нему примыкала голубая гостиная, украшенная статуей
работы Родена <…>. Гостиная служила артистической
комнатой в дни собраний; в ней же Корней Чуковский
и Гумилёв читали лекции ученикам своих студий —
переводческой и стихотворной. <…> Пройдя из столовой
несколько вглубь, мимо буфетной, и свернув направо,
попадали в ту часть "Диска", куда посторонним был вход
воспрещен: в коридор, по обеим сторонам которого шли
комнаты, занятые старшими обитателями общежития».


Литературная студия при издательстве
«Всемирная литература»


При «Доме искусств» существовала литературная студия
издательства «Всемирная литература». Н. Чуковский
вспоминал: «Студия была месяца на два старше, чем Дом
искусств. Она первоначально задумана была как студия
при издательстве «Всемирная литература». И открылась
в конце лета 1919 года в доме Мурузи на Литейном,
в помещении Дома поэтов. Но тут Дом поэтов закрылся,
а Дом искусств открылся, и она переехала в Дом искусств».
Руководитель студии, К.Чуковский, привлек к участию в ней
молодых писателей: Вс. Иванова, В. Каверина, М. Зощенко,
К. Федина, Л. Лунца и др., составивших ядро знаменитого
литературного объединения «Серапионовы братья»,
о котором М. Горький писал: «В тяжелой истории русской
литературы я не знаю ни одной группы писателей,
которая бы жила так братски, без зависти к таланту и успеху
друг друга, с таким глубоким чувством солидарности
и бескорыстной любовью к своему делу». К. Чуковский
с благодарностью отмечал вклад М. Горького в процесс
воспитания молодого поколения поэтов: «К нам,
сочинителям книг, он относился с почти невероятным
участием, готов был сотрудничать с каждым из нас,
делать за нас черную работу, отдавать нам десятки часов
своего рабочего времени, и, если писание наше не клеилось,
мы знали: есть в СССР переутомленный, тяжко больной
человек, который охотно и весело поможет не только
советами, но и трудом». Воспоминания о М. Горьком.
В. Ф. Ходасевич высоко оценивал творческую
и общественную деятельность М. Горького: «Судьба
Максима Горького – одна из самых трагических судеб
в истории советской литературы. Говоря это, я ничуть
не забываю, что он жил в довольстве, богатстве и почете
именно в те годы, когда физически уничтожались
и духовно растаптывались сотни (а пару лет спустя –
и тысячи) литераторов. Но ведь для писателя главное –
не личное благополучие, а умение сохранить верность
тем высшим идеалам, которые пронизывают
настоящее искусство всегда».
Как измерить литературную эпоху?
Характеризуя тот или иной литературный период, мы обычно используем знакомые нам временные понятия — «десятилетие», «столетие», «век». Мы говорим: «поэзия начала XX века», «проза 50, 60, 70-х». Но всегда ли рамки литературной эпохи совпадают с календарными? Нельзя отрицать, что такие примеры существуют. Но все же литература не подчиняется строгим правилам календаря.

Наиболее очевидно совпадение литературной и календарной эпох проявляется на рубеже веков. Как правило, это период, когда новые тенденции, громко заявляя о себе, еще не оформились, а прежние при этом продолжают действовать. Так в одном временном отрезке новое пересекается со старым. Возможно, поэтому мыслить в литературе «десятилетиями» было бы неправильно. Ведь границы творчества гораздо шире исторических.

Однако тенденция измерять литературу десятилетиями не нова, и мы решили придерживаться именно такой периодизации. Это позволяет нам систематизировать живой литературный процесс и упорядочить естественное течение литературной жизни, определив в каждом периоде ключевые фигуры и яркие имена. Литературные десятилетия сменяют друг друга, меняются и адреса на нашей литературной карте. Так восстанавливается связь времен и диалог читателя с автором в пространстве города.