1900-1910
Леонид
Андреев
Иннокентий
Анненский
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА
Константин Бальмонт
Зинаида Гиппиус
Вячеслав Иванов
Александр Куприн
Дмитрий Мережковский
Федор Сологуб
Писатели:
Как измерить литературную эпоху?

Характеризуя тот или иной литературный период, мы обычно используем знакомые нам временные понятия — «десятилетие», «столетие», «век».
Мы говорим: «поэзия начала XX века», «проза 50, 60, 70-х». Но всегда ли рамки литературной эпохи совпадают с календарными? Нельзя отрицать, что такие примеры существуют. Но все же литература не подчиняется строгим правилам календаря.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии
и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике
и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые
зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и надеждой на преображение жизни...»
Н. Бердяев
Александр Александрович Блок
Один из самых известных поэтов Серебряного века, имя которого для читателей неизменно ассоциируется с идеями символизма и философией В. Соловьёва, «Стихами о Прекрасной Даме» и темой Вечной Женственности, с поэмой «Двенадцать» и стихотворением «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». По определению
В. М. Жирмунского, Блок— поэт метафоры, для которого «романтическое преображение мира с помощью метафоры — не произвольная поэтическая игра,
а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни».

Автор множества поэтических циклов «Ante Lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Родина», «Город», «Снежная маска», «Вольные мысли», поэм «Возмездие», «Соловьиный сад», «Двенадцать», пьес «Балаганчик», «Роза и крест»; статей
и рецензий о русской литературе и театре, о судьбе народа, интеллигенции
и революции.
Поэт, драматург, публицист, классик русской литературы XX столетия,
крупнейший представитель символизма.
«Блок не кажется мне красивым. Над узким высоким лбом (все в лице и в нем самом – узкое и высокое, хотя он среднего роста) – густая шапка коричневых волос. Лицо прямое, неподвижное, такое спокойное, точно оно
из дерева или из камня. Очень интересное лицо…Движений мало, и голос под стать:
он мне кажется тоже «узким», но он при этом низкий и такой глухой, как будто идет
из глубокого-глубокого колодца. Каждое слово Блок произносит медленно и с усилием, точно отрываясь от какого-то раздумья
».
Зинаида Гиппиус,
поэт, писатель, драматург,
литературный критик
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
1880–1921

Максим Горький
Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей XX века, основоположник советской литературы. Основатель издательств «Знание», «Парус», «Всемирная литература», объединивших лучшие литературные и научные силы России. По инициативе М. Горького были созданы журналы «Литературная учеба» и «Наши достижения», изданы книжные серии «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта. С общественной деятельностью писателя связаны преобразования по улучшению условий жизни литераторов, повышения
их профессионального уровня. Писатель стоял у истоков создания Дома учёных
и Дома искусств в Петрограде, Центрального Дома учёных, Центрального дома литераторов, Литературного института в Москве (с 1936 года носит имя М. Горького). М. Горький являлся первым председателем Союза писателей СССР, пять раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. По словам И. А. Бунина, «каждое новое произведение Горького тотчас делалось всероссийским событием».
Настоящее имя — Алексей Максимович Пешков.
Прозаик, публицист, драматург, общественный деятель.
«Судьба дала мне возможность близко знать Горького в самые различные периоды его жизни. В эпоху, когда утверждалось его литературное имя, Горький, всегда одетый в чёрное, носил косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши. Этот "демократический" образ Горького известен всему миру и способствовал легенде»
Юрий Павлович Анненков,
живописец, график,
художник-авангардист
1868–1936
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету