Фонды музея
В настоящее время собрание Государственного литературного музея «ХХ век» насчитывает более двенадцати с половиной
тысяч единиц хранения основного фонда и около семи тысяч научно-вспомогательного. В коллекции музея выделены следующие фонды: Рукописно-документальный (РД), Книжный (Кн), фонд Скульптуры и Живописи (СкЖ), фонд Графики (Гр),
Историко-бытовой фонд (БПИ), Фотофонд (ФФ и ФФн) и фонд Нумизматики (Нум).
Книжный фонд
Книжный фонд – самый большой по численности (около семи тысяч единиц хранения). В его основе - мемориальная библиотека М. М. Зощенко, переданная музею литературоведом, исследователем творчества писателя, Ю. В. Томашевским в 1993 году.
Это книги, собранные М. М. Зощенко, хранящие его пометы и замечания на полях, прижизненные издания его произведений,
а также книги его литературных современников с дарственными надписями в адрес писателя.

В Книжном фонде также хранятся мемориальные библиотеки Е. Л. Шварца, Н. А. Заболоцкого, часть книжных собраний
В. А. Каверина, Ф. А. Абрамова, Г. И. Матвеева, М. Л. Слонимского, В. А. Рождественского, В. К. Кетлинской, В. В. Конецкого,
М. М. Чулаки, Г. Б. Гоппе.Достаточно редкой является подборка советских сатирических журналов 1920–1930-х годов: «Бегемот», «Бич», «Бузотер», «Смехач», «Дрезина», «Красный ворон», «Пушка», «Ревизор», «Сатирикон», «Крокодил». Нужно отметить небольшую, но очень ценную коллекцию советской детской книги, журналов для детей, включая дореволюционные издания. Имеются первые номера журналов «Чиж» (№1, 1930), «Искорка» (№1, 1957), а также уникальное издание книги К. И. Чуковского «Крокодил» с рисунками Ре-Ми (худ. Н. В. Ремизова), Петроград, 1919 год.

Представлены детские книги издательства «Радуга», созданного в Петрограде по инициативе К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Благодаря этому издательству свой литературный путь начали В. В. Бианки, А. Л. Барто, Б. С. Житков, Е. Л. Шварц, ряд книг выпустили С. Я. Маршак, К. И. Чуковский. Иллюстрации В. В. Лебедева, Ю. П. Анненкова, Б. М. Кустодиева сделали детские книги высокохудожественными по оформлению.

Библиографическую редкость представляют книги таких издательств, как «Academia», «Аквилон», «Алконост», М. О. Вольфа,
А. Ф. Маркса, А. С. Суворина.

Наряду с изданиями традиционной книжной формы собрание музея располагает небольшой коллекцией «Книга художника».
В этом жанре представлены работы М. С. Карасика, С. А. Якунина, Д. Р. Саенко, П. Ю. Перевезенцева и др.


Сатирические журналы 1920-1930х гг.
Кушнер А. С. Прямая речь – Л.: Лениздат, 1975. С автографом: «Всеволоду Александровичу Рождественскому накануне его замечательного юбилея с любовью и благодарностью 11.III. А. Кушнер»
Зощенко М. М. Прижизненные собрания сочинений. Издательства «Прибой» и ОГИЗ 1930-х годов. Оформление художника
Кирнарского М. А.

Зощенко М. М. Нервные люди – Харьков: Пролетарий, 1928. На титульном листе книги автограф сыну: «Дорогому Валерию – мелкой обезьяне от отца февр. 29 г.»

Фонды музея

В настоящее время собрание Государственного литературного музея «ХХ век» насчитывает более двенадцати с половиной тысяч единиц хранения основного фонда и около семи тысяч научно-вспомогательного. В коллекции музея выделены следующие фонды: Рукописно-документальный (РД), Книжный (Кн), фонд Скульптуры и Живописи (СкЖ), фонд Графики (Гр), Историко-бытовой фонд (БПИ), Фотофонд (ФФ и ФФн) и фонд Нумизматики (Нум).
Книжный фонд
Книжный фонд — самый большой по численности (около семи тысяч единиц хранения). В его основе — мемориальная библиотека М. М. Зощенко, переданная музею литературоведом, исследователем творчества писателя, Ю. В. Томашевским в 1993 году.
Это книги, собранные М. М. Зощенко, хранящие его пометы и замечания на полях, прижизненные издания его произведений,
а также книги его литературных современников с дарственными надписями в адрес писателя.

В Книжном фонде также хранятся мемориальные библиотеки Е. Л. Шварца, Н. А. Заболоцкого, часть книжных собраний
В. А. Каверина, Ф. А. Абрамова, Г. И. Матвеева, М. Л. Слонимского, В. А. Рождественского, В. К. Кетлинской, В. В. Конецкого,
М. М. Чулаки, Г. Б. Гоппе. Достаточно редкой является подборка советских сатирических журналов 1920—1930-х годов: «Бегемот», «Бич», «Бузотер», «Смехач», «Дрезина», «Красный ворон», «Пушка», «Ревизор», «Сатирикон», «Крокодил». Нужно отметить небольшую, но очень ценную коллекцию советской детской книги, журналов для детей, включая дореволюционные издания. Имеются первые номера журналов «Чиж» (№ 1, 1930), «Искорка» (№ 1, 1957), а также уникальное издание книги К. И. Чуковского «Крокодил» с рисунками Ре-Ми (худ. Н. В. Ремизова), Петроград, 1919 год.

Представлены детские книги издательства «Радуга», созданного в Петрограде по инициативе К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Благодаря этому издательству свой литературный путь начали В. В. Бианки, А. Л. Барто, Б. С. Житков, Е. Л. Шварц, ряд книг выпустили С. Я. Маршак, К. И. Чуковский. Иллюстрации В. В. Лебедева, Ю. П. Анненкова, Б. М. Кустодиева сделали детские книги высокохудожественными по оформлению.

Библиографическую редкость представляют книги таких издательств, как «Academia», «Аквилон», «Алконост», М. О. Вольфа,
А. Ф. Маркса, А. С. Суворина.

Наряду с изданиями традиционной книжной формы собрание музея располагает небольшой коллекцией «Книга художника».
В этом жанре представлены работы М. С. Карасика, С. А. Якунина, Д. Р. Саенко, П. Ю. Перевезенцева и др.
Learn more
How to be a graphic designer
Cultural perspective involves identity of symbols. The uses of words that are related with the image, the use of heroes in the image, etc.
Learn more
Critical writings on graphic design
The view of images in the critical perspective is when the viewers criticize the images, and the critiques have been made in the interest of the society.
Learn more
Рукописно-документальный фонд
В нем содержатся рукописи писателей, их переписка, личные документы, издательские и другие договоры, записные книжки, заметки и черновики. Среди собрания рукописей надо выделить рукопись книги М. М. Зощенко «Перед восходом солнца», рукописи стихов и переводов Н. А. Заболоцкого, рукопись трилогии А. М. Мелихова «Нет им воздаяния», рукопись неоконченного «шпионского» романа популярного в 1950-е годы детского писателя Г. И. Матвеева. В архиве Г. И. Матвеева находятся также многочисленные документы о страшных днях блокады.

Архив Н. А. Заболоцкого позволяет раскрыть многогранность таланта личности Н. А. Заболоцкого как поэта, переводчика, исследователя и даже инженера. Находясь в лагере, он продолжал заниматься научной работой. Свидетельства лагерного периода - составленный Н. А. Заболоцким словарь армянского языка (1942 год), чертеж опоры внутренних трубопроводов (1944 год). Также в фонде хранятся рукописи его переводов грузинских, осетинских, украинских, белорусских, башкирских поэтов, составленная им картотека к русским былинам.

Обширный архив Д. А. Левоневского, поэта, прозаика, переводчика, зам. редактора журнала «Звезда», включает в себя письма, рукописи, документы, материалы о работе ленинградского отделения Союза советских писателей.

Большую ценность представляют архивы А. Е. Горелова и А. А. Нинова. Советский литературовед, редактор журналов «Резец» и «Звезда» А. Е. Горелов занимался исследованием творчества А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина. Друзьями А. Е. Горелова были многие известные литераторы, обширной была его переписка с ними, в результате чего коллекция автографов музея значительно пополнилась. Основные работы литературоведа А. А. Нинова посвящены русской литературе советского периода, он является автором книг о В. Ф. Пановой. Ценная часть собрания – письма писателей разных лет.

Есть в фонде документы, приоткрывающие «издательскую кухню»: внутренние рецензии, протоколы обсуждений рукописей, письменные претензии к писателям, вплоть до судебных, за невыполнение работы в срок.

В фонде имеется афиши из архивов писателей, отражающие культурную жизнь Ленинграда и других городов. К примеру, афиши, полученные с коллекцией Г. И. Матвеева, рисуют пеструю картину театрального Ленинграда. Есть уникальные афиши 1920 года: афиша вечера футуристов в Кафе поэтов и афиша Дома Искусств.

Ценнейшими документами эпохи являются хлебные и продовольственные карточки жителей блокадного Ленинграда. В частности, в фонде имеются хлебные карточки, которые жена М. М. Зощенко Вера Владимировна с сыном Валерием в годы войны хранили в коробке из-под конфет.


Рукопись Зощенко М. М. «Перед восходом солнца». 1940. Бумага, машинопись, чернила, карандаш
Самодельный словарь армянского языка, составленный Н. А. Заболоцким. 1942
Чертеж опоры внутренних трубопроводов, сделанный
Н. А. Заболоцким в лагере. 1944

Картотека к русским былинам
из коллекции Н. А. Заболоцкого
Историко-бытовой фонд
Незаменим для создания выставок и экспозиций. Фонд имеет шифр БПИ, что расшифровывается как «Быт и прикладное искусство». Основа этого фонда – мемориальный кабинет М. М. Зощенко, где все вещи – подлинные. Он достался музею непосредственно от наследников писателя.М. О. Крыжановская, внучка Е. Л. Шварца, передала музею обстановку кабинета писателя: мебель, настольные украшения, памятные подарки.

Важнейшую часть фонда представляют мемориальные коллекции Н. А. Заболоцкого и В. А. Каверина: предметы мебели, личные вещи. Все это было передано музею безвозмездно наследниками писателей. Потертый портфель, очки, самодельная сучковатая деревянная палка, на которую В. А. Каверин опирался при ходьбе, помогают представить облик писателя.
В коллекции Н. А. Заболоцкого особую ценность представляют деревянный самодельный футляр для фотографий, сделанный им в лагере, папка, разрезанная при обыске. Эти вещи являются свидетелями тяжелейшего периода в его жизни.
В фонде хранится коллекция мемориальных предметов М. М. Чулаки, переданная его вдовой.

Есть в фонде и личные вещи Б. С. Житкова, В. К. Кетлинской, В. А. Рождественского, Ф. А. Абрамова и других писателей. Среди вещей из коллекции Ф. А. Абрамова хочется выделить связку самодельных жестяных коровьих колокольчиков, которые он хранил как знак неразрывной связи с родной землей.Помимо мемориальных коллекций в фонде хранятся разнообразные вещественные свидетельства ушедшей эпохи: настольные письменные приборы, пишущие машинки, одежда и обувь, кухонная утварь, предметы домашнего обихода, детские и елочные игрушки.


Описание картинки
Чернильница Е. Л. Шварца. XIX век. Фарфор, латунь, роспись
Предметы из коллекции В. А. Рождественского: пишущая машинка «Kolibri», игрушка «Арлекин», фотоаппарат ФЭД-2, книги и фотоальбомы
Надпись на спинке стула М. М. Чулаки: «25.02.76. Ни дня без строчки. Союз писателей»
Фото фонд
Фонд был выделен в 2007 году в связи с поступлением в музей коллекции известного ленинградского фотографа Ф. Р. Лурье.
В коллекции Ф. Р. Лурье - портреты писателей Д. А. Гранина, А. М. Володина, А. С. Кушнера, Н. Я. Эйдельмана, П. Г. Антокольского, А. Н. Стругацкого и других.

На фотографиях из коллекции И. О. Фонякова отражена жизнь Союза писателей 1960-1970-х годов, их поездки по республикам, на «великие стройки», в колхозы, встречи с зарубежными писателями. И. О. Фоняков был не только поэтом, в течение 35 лет он работал собственным корреспондентом «Литературной газеты», исколесил всю страну, встречался со многими людьми. На его фотографиях запечатлены Ю. П. Казаков, Д. С. Самойлов, Н. М. Коржавин, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, Б. Ш. Окуджава, Ю. В. Друнина, Д. А. Гранин, Д. Н. Аль, С. В. Ботвинник и многие другие.

Недавно Фотофонд пополнился фотографиями из архивов Ф. А. Абрамова и А. А. Нинова. На фотоснимках из архива
Ф. А. Абрамова запечатлены земляки писателя, природа его родного края. Архив литературоведа А. А. Нинова особенно ценен тем, что в нем имеются редкие фотографии детства и юности Веры Пановой, фото А. П. Межирова, П. Г. Антокольского,
Е. М. Винокурова, Б. М. Сарнова, М. Ю. Лотмана, М. О. Чудаковой.


Фотография. Кошка Е. Л. Шварца
на книжном шкафу
Фотография. Ф. А. Абрамов в Верколе. Фотограф Р. Кучеров. 1976 г.
Фотография групповая
с М. М. Зощенко. 1926 г. «Красная светопись», Харьков
Фонд графики
Фонд Графики представлен произведениями известных ленинградских художников, работавших в разных техниках и разных жанрах, а также работами современных художников-графиков – более 70 персоналий. Среди них – П. А. Шиллинговский, Н. А. Бриммер, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, А. Л. Каплан, С. Б. Юдовин, М. И. Соломонов, Н. А. Павлов, Е. С. Кругликова, А. Н. Якобсон. Значительная часть коллекции Графики сформирована благодаря Н. И. Корниловой и А. А. Харшаку.

Большую часть собрания фонда составляет коллекция книжной графики. Это несколько циклов иллюстраций: А. И. Харшака – к роману В. К. Кетлинской «Дни нашей жизни», А. А. Харшака – к феерии А. С. Грина «Алые паруса», К. И. Рудакова и Н. В. Алексеева – к роману К. А. Федина «Города и годы», А. Н. Аземши – к книге О. А. Тарутина «Что я видел в Эрмитаже», С. А. Острова – к повестям Ч. Т. Айтматова «Белый пароход», «Ранние журавли», к повести Д. И. Хармса «Очень страшная история» (книга не издана), к книге М. М. Зощенко «Родные люди», А. Г. Слепкова – к повести Л. Пантелеева «Ленька Пантелеев», к книге Ф. А. Абрамова «Пролетали лебеди», А. Ф. Пахомова – к книге М. М. Зощенко «Рассказы для детей», А. З. Давыдова – к детской книге Р. М. Амусиной «Приключения зонтика», Н. Е. Муратова – к детской книге В. А. Лифшица «Слон и Зоя».

Как иллюстратор своих произведений для детей представлен В. В. Голявкин.

Цикл ярких иллюстраций к русским народным сказкам, песенкам-потешкам Ю. А. Васнецова передала музею дочь художника Е. Ю. Васнецова, чья дипломная работа – иллюстрации к сборнику сказок П. П. Бажова – также находится в фонде.

Музей располагает коллекцией графических портретов писателей, художников, политических деятелей. Представлен и так называемый «малый жанр» печатной графики – открытки (дореволюционные, советского периода).


Голявкин В. В. Обложка книги «Паровозик в небе». 1961. Бумага, автолитография
Аземша А. Н. Денис Давыдов. Полосная иллюстрация из цикла иллюстраций к книге О. А. Тарутина «Что я видел в Эрмитаже». 2010. Бумага, смешанная техника
Рисунок, предположительно, М. М. Зощенко «Мода на женщин». 1920-е годы. Бумага, цветной карандаш
Якобсон А. Н. Кукла. 1939. Бумага, цветная автолитография
Остров С. А. Полосная иллюстрация к рассказу «Вор» из цикла иллюстраций к книге М. М. Зощенко «Родные люди». 2008. Бумага, смешанная техника
Фонд скульптуры и живописи
Раздел живописи представлен работами М. И. Зощенко, отца писателя, натюрмортами Е. Е. Чулаки, матери М. М. Чулаки, писателя и публициста (из мемориальной коллекции М. М. Чулаки).
В кабинете М. М. Зощенко над конторкой висит небольшая картина П. П. Карягина «Зимний лес», возможно, это подарок от товарища отца по Академии художеств (М. И. Зощенко и П. П. Карягин были учениками профессора П. П. Чистякова).
В фонде хранится картина В. В. Голявкина, известного детского писателя и графика – «Вечерняя прогулка».
В разделе скульптуры – серия работ Г. Д. Ястребенецкого: скульптурные портреты С. В. Ботвинника, Д. Н. Аля, Д. А. Гранина.
Творчество В. П. Астапова представлено скульптурным портретом О. Ф. Берггольц.
Н. Н. Заболоцкий, сын Н. А. Заболоцкого, передал в музей посмертную маску отца, выполненную группой скульпторов: Н. А. Силисом, В. А. Сидуром, В. С. Лемпортом.
Статуэтками и барельефами из фарфора, мрамора, гипса, металла, бронзы представлена декоративная скульптура для интерьера.


Голявкин В. В. Вечерняя прогулка. 1990. Холст, масло
Статуэтка фарфоровая. Кот Смур. ЛФЗ, Ленинград. Из коллекции М. М. Чулаки
Чулаки Е. Е. Цветы у окна. 1940-1950-е годы. Холст, масло
Фонд нумизматики
Фонд нумизматики самый молодой. В нем находятся, в основном, значки советского времени, которые собирали некоторые писатели, например, И. О. Фоняков, а также памятные медали, посвященные разным событиям литературной жизни.
Медаль чехословацко-советской дружбы. 1962.
Из коллекции Ф. А. Абрамова
Почетный знак В. К. Кетлинской от завода Ленинского Комсомола с удостоверением к нему. Комсомольск-на-Амуре. 1966 г. (?)
Значок «Литературная премия
А. и Б. Стругацких». 2001.
Из коллекции И. О. Фонякова