Литературная карта Петербурга
Михаил Веллер
Павел Крусанов
Михаил Кураев
Александр Кушнер
Александр Мелихов
Валерий Попов
Вячеслав Рыбаков
Нонна Слепакова
Сергей Стратоновский
Илья Штемлер
Его стихам, выросшим на акмеистической традиции, свойственна петербургская скромность и несомненная неординарность. «Он один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский», – сказал Иосиф Бродский.

Сам Кушнер о себе: «…у меня было свое мнение. Тайное мнение. У меня одно стихотворение называется «Стакан», другое — «Графин», третье — «Комната», четвертое — «Фонтан». А еще «Над микроскопом», «Готовальня», «Телефонный звонок и дверной…» Я обожал именно предметный мир, частную человеческую жизнь, а не общие рассуждения и затасканные, официальные темы... И это было, между прочим, то новое, что мне удалось внести в поэзию».

Кушнер (род.14 сент.1936 г.)

«Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере».
Один из лучших лирических поэтов XX века, имени которого, по словам И. Бродского, «суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский». Автор поэтических сборников: «Первое впечатление», «Ночной дозор», «Приметы», «Письмо», «Прямая речь», «Голос», «Таврический сад», «Тысячелистник», «Меж Фонтанкой и Мойкой...» ― всего около 50 книг стихов (в том числе для детей), а также статей о классической и современной русской поэзии.

Член Союза писателей СССР (1965), Русского ПЕН-центра (1987). Главный редактор «Библиотеки поэта» (с 1992; с 1995 — «Новой библиотеки поэта»). Член редколлегий журналов «Звезда», «Контрапункт» (с 1998), виртуального журнала «Арт-Петербург» (с 1996)


Штрихи к портрету
Александр Семенович Кушнер
(род. 1936)— поэт,
эссеист, публицист, критик.
Иосиф Бродский, поэт, драматург, переводчик
Адреса Александра Кушнера в Петербурге:
Санкт-Петербургский горный университет.
Архитектор: А. Н. Воронихин.
Год постройки: 1806-1811.
Адрес: 21-я линия В. О., 2.

С 1953 году в Горном институте, носившем в ту пору имя Г. Плеханова, собиралось «горняцкое Литературное объединение» (ЛИТО). Занятия, проходившие под руководством поэта и переводчика Глеба Сергеевича Семенова, в шутку называли «Собраниями ГЛЕБ-гвардии СЕМЕНОВского полка». Свое оригинальное «прозвище» литературные собрания получили благодаря следующей истории. Однажды, встретив А. Городницкого в горняцкой форме, Глеб Семенов воскликнул: «А ты, брат, выглядишь как поручик!» На что получил от начинающего поэта остроумный ответ: «Глеб-гвардии Семеновского полка!»
О студенческом ЛИТО вспоминал Владимир Британишский: «Студенческое поэтическое движение было в Ленинграде тех лет общегородским явлением, литобъединения в вузах росли как грибы.
Самым заметным и признанным у молодежи города в 55-57-м годах было наше литературное объединение в Горном институте, руководил им Глеб Семенов, участниками его были поначалу Городницкий, я, Агеев, Тарутин, Геннадий Трофимов, Лидия Гладкая, Лина Гольдман, Михаил Судо, позже пришли в институт Андрей Битов, Яков Виньковецкий, Эдуард Кутырев, Григорий Глозман, Елена Кумпан, многие из них стали впоследствии профессиональными литераторами, но в создании атмосферы тех лет участвовали и те, которые не стали. К нашему ЛИТО потянулись студенты из других вузов и нестуденты. В 1955-м пришел к нам в качестве "вольноопределяющегося" Глеб Горбовский, живший поблизости от Горного института, женившийся затем на Лиде Гладкой и уехавший с ней на Сахалин, а впоследствии работавший в геологических экспедициях сезонно многие годы. В сентябре 1956-го, сразу по моем отъезде в Сибирь, в горняцкое лито были приняты филологи: Кушнер, студент Герценовского педагогического института, и Нина Королева, аспирантка Пушкинского дома, только что окончившая университет».
Собрания молодых поэтов прекратились в 1957 году, когда тираж сборника «литовцев» по указанию местного парткома был уничтожен – «сожжен в котельной института». После скандальной истории ЛИТО формально не закрыли, но сменили руководство: вместо Глеба Семенова из Союза писателей был приглашен Дмитрий Левоневский.
Литературное объединение Семенова не распалось, молодые поэты перебрались в ЛИТО при Доме культуры им. Первой пятилетки, где учитель продолжил работу в последующие годы. «Семенов обладал умением создать коллектив, а потом этот коллектив жил уже сам», – отмечал Е. Вахтангов.
Несмотря на сравнительно недолгий срок существования (около трех лет), ЛИТО в Горном институте сыграло значительную роль в жизни почти каждого из его участников, большая часть которых навсегда связали себя с литературой.
В одном из интервью А. Кушнер отмечал: «Прежде всего, оно <ЛИТО> мне предоставило литературную среду. В юности, в молодости очень важно, чтобы рядом с тобой были пишущие люди, с которыми можно сличить, сверить, сопоставить сделанное тобой и услышать чужое мнение о твоих стихах. Работать одному очень трудно. И недаром, допустим, вокруг Гумилёва толпилось множество молодых поэтов – они были заинтересованы в его внимании, в его подсказке. Кроме того, и Мандельштам, и Ахматова были рядом с ним, – и вместе они создали своё новое направление в поэзии».
Санкт-Петербургский горный университет.
Архитектор: А. Н. Воронихин.
Год постройки: 1806-1811.
Адрес: 21-я линия В. О., 2.

С 1953 году в Горном институте, носившем в ту пору имя Г. Плеханова, собиралось «горняцкое Литературное объединение» (ЛИТО). Занятия, проходившие под руководством поэта и переводчика Глеба Сергеевича Семенова, в шутку называли «Собраниями ГЛЕБ-гвардии СЕМЕНОВского полка». Свое оригинальное «прозвище» литературные собрания получили благодаря следующей истории. Однажды, встретив А. Городницкого в горняцкой форме, Глеб Семенов воскликнул: «А ты, брат, выглядишь как поручик!» На что получил от начинающего поэта остроумный ответ: «Глеб-гвардии Семеновского полка!»
О студенческом ЛИТО вспоминал Владимир Британишский: «Студенческое поэтическое движение было в Ленинграде тех лет общегородским явлением, литобъединения в вузах росли как грибы.
Самым заметным и признанным у молодежи города в 55-57-м годах было наше литературное объединение в Горном институте, руководил им Глеб Семенов, участниками его были поначалу Городницкий, я, Агеев, Тарутин, Геннадий Трофимов, Лидия Гладкая, Лина Гольдман, Михаил Судо, позже пришли в институт Андрей Битов, Яков Виньковецкий, Эдуард Кутырев, Григорий Глозман, Елена Кумпан, многие из них стали впоследствии профессиональными литераторами, но в создании атмосферы тех лет участвовали и те, которые не стали. К нашему ЛИТО потянулись студенты из других вузов и нестуденты. В 1955-м пришел к нам в качестве "вольноопределяющегося" Глеб Горбовский, живший поблизости от Горного института, женившийся затем на Лиде Гладкой и уехавший с ней на Сахалин, а впоследствии работавший в геологических экспедициях сезонно многие годы. В сентябре 1956-го, сразу по моем отъезде в Сибирь, в горняцкое лито были приняты филологи: Кушнер, студент Герценовского педагогического института, и Нина Королева, аспирантка Пушкинского дома, только что окончившая университет».
Собрания молодых поэтов прекратились в 1957 году, когда тираж сборника «литовцев» по указанию местного парткома был уничтожен – «сожжен в котельной института». После скандальной истории ЛИТО формально не закрыли, но сменили руководство: вместо Глеба Семенова из Союза писателей был приглашен Дмитрий Левоневский.
Литературное объединение Семенова не распалось, молодые поэты перебрались в ЛИТО при Доме культуры им. Первой пятилетки, где учитель продолжил работу в последующие годы. «Семенов обладал умением создать коллектив, а потом этот коллектив жил уже сам», – отмечал Е. Вахтангов.
Несмотря на сравнительно недолгий срок существования (около трех лет), ЛИТО в Горном институте сыграло значительную роль в жизни почти каждого из его участников, большая часть которых навсегда связали себя с литературой.
В одном из интервью А. Кушнер отмечал: «Прежде всего, оно <ЛИТО> мне предоставило литературную среду. В юности, в молодости очень важно, чтобы рядом с тобой были пишущие люди, с которыми можно сличить, сверить, сопоставить сделанное тобой и услышать чужое мнение о твоих стихах. Работать одному очень трудно. И недаром, допустим, вокруг Гумилёва толпилось множество молодых поэтов – они были заинтересованы в его внимании, в его подсказке. Кроме того, и Мандельштам, и Ахматова были рядом с ним, – и вместе они создали своё новое направление в поэзии».
Жилой дом.
Год постройки: 1935.
Адрес: Калужский пр., 9.

«Буду буйные эти любить на ветру тополя / И приневскую сырость в Калужском своем переулке», – писал А. Кушнер.
В доме №9 в Калужском переулке (рядом с Таврическим садом) Александр Кушнер поселился вместе с женой Е. Невзглядовой, поэтом и литературоведом, в 1980-е годы. Квартиры в этом здании, представляющем собой образец конструктивистской архитектуры, получали научные и творческие работники.
В авторском предисловии к книге «Таврический сад» (1984) А. Кушнер в «оправдание названию» поэтического сборника указывал следующую причину: «…в Петербурге я живу рядом с Таврическим садом. "Тем и нравится сад, что к Тавриде склоняется он, / Через тысячи верст до отрогов ее доставая"…». Здесь, по словам поэта, «мелькают дорогие тени» любимых петербургских поэтов ‒ Блока, Анненского, Кузмина, Мандельштама, Ахматовой ‒ «столько раз проходивших через Таврический сад на башню к Вячеславу Иванову».
Долгие годы квартира Кушнера, как и знаменитая «Башня» Вяч. Иванова, представляла собой своеобразный литературный салон, в котором собирались замечательные друзья: Б. Ахмадуллина, А. Арьев, Е. Евтушенко, Е. Рейн, Я. Гордин, В. Попов, А. Битов и др. Здесь поэтом были созданы произведения, вошедшие в сборники «Времена не выбирают», «Вечерний свет» и др.

От первого лица.
А. Кушнер о творчестве и о себе: «…меня ругали за мелкотемье, за камерность, за то, что я не пишу про дальние дороги и великие стройки коммунизма. А у меня одно стихотворение называется "Стакан", другое — "Графин", третье — "Комната", четвертое — "Фонтан". А еще "Над микроскопом", "Ваза", "Готовальня", "Телефонный звонок и дверной"…"Я обожал вот этот именно предметный мир, частную человеческую жизнь, а не общие рассуждения и затасканные, официальные темы: великие стройки, освоение целины и т.д. И это было, между прочим, то новое, что мне удалось внести в поэзию"».
Жилой дом.
Год постройки: 1935.
Адрес: Калужский пр., 9.

«Буду буйные эти любить на ветру тополя / И приневскую сырость в Калужском своем переулке», – писал А. Кушнер.
В доме №9 в Калужском переулке (рядом с Таврическим садом) Александр Кушнер поселился вместе с женой Е. Невзглядовой, поэтом и литературоведом, в 1980-е годы. Квартиры в этом здании, представляющем собой образец конструктивистской архитектуры, получали научные и творческие работники.
В авторском предисловии к книге «Таврический сад» (1984) А. Кушнер в «оправдание названию» поэтического сборника указывал следующую причину: «…в Петербурге я живу рядом с Таврическим садом. "Тем и нравится сад, что к Тавриде склоняется он, / Через тысячи верст до отрогов ее доставая"…». Здесь, по словам поэта, «мелькают дорогие тени» любимых петербургских поэтов ‒ Блока, Анненского, Кузмина, Мандельштама, Ахматовой ‒ «столько раз проходивших через Таврический сад на башню к Вячеславу Иванову».
Долгие годы квартира Кушнера, как и знаменитая «Башня» Вяч. Иванова, представляла собой своеобразный литературный салон, в котором собирались замечательные друзья: Б. Ахмадуллина, А. Арьев, Е. Евтушенко, Е. Рейн, Я. Гордин, В. Попов, А. Битов и др. Здесь поэтом были созданы произведения, вошедшие в сборники «Времена не выбирают», «Вечерний свет» и др.

От первого лица.
А. Кушнер о творчестве и о себе: «…меня ругали за мелкотемье, за камерность, за то, что я не пишу про дальние дороги и великие стройки коммунизма. А у меня одно стихотворение называется "Стакан", другое — "Графин", третье — "Комната", четвертое — "Фонтан". А еще "Над микроскопом", "Ваза", "Готовальня", "Телефонный звонок и дверной"…"Я обожал вот этот именно предметный мир, частную человеческую жизнь, а не общие рассуждения и затасканные, официальные темы: великие стройки, освоение целины и т.д. И это было, между прочим, то новое, что мне удалось внести в поэзию"».
Дом М. Е. Кох – Особняк А. Р. Ламздорф.
Архитектор: Л. Л. Бонштедт, Ф. Н. Соболевский.
Год постройки: 1851-1852, 1886.
Адрес: Моховая ул., 20.

Литературных объединений (ЛИТО) в Ленинграде 60-х годов насчитывалось около пятидесяти. Создавались они при библиотеках, Домах культуры, в институтах, издательствах, журналах.
Поэт Владимир Губин, член литературной группы «Горожане», вспоминал: «В эти годы множились литературные кружки и литературные объединения… в обществе вдруг отворилась возможность наговориться между собой по душам, и что город после серийных репрессий сталинской эпохи нашел у себя резервы блистательных воспитателей и наставников литературной молодежи».
В течение десяти лет (с 1960-х годов) Николай Леопольдович Браун заведовал отделом поэзии журнала «Звезда», при котором руководил ЛИТО и способствовал продвижению в печать стихов А. Кушнера, В. Сосноры, А. Городницкого, Г. Горбовского, В. Британишского, Я. Гордина, Н. Королева, М. Яснова и др.
Александр Семенович Кушнер – член редколлегии журнала «Звезда». В одном из интервью он сделал комплимент коллегам: «Ни один журнал не сохранил своих прежних больших тиражей, но есть журналы, которые, кажется, стали лучше. Такова петербургская «Звезда».
Дом М. Е. Кох – Особняк А. Р. Ламздорф.
Архитектор: Л. Л. Бонштедт, Ф. Н. Соболевский.
Год постройки: 1851-1852, 1886.
Адрес: Моховая ул., 20.

Литературных объединений (ЛИТО) в Ленинграде 60-х годов насчитывалось около пятидесяти. Создавались они при библиотеках, Домах культуры, в институтах, издательствах, журналах.
Поэт Владимир Губин, член литературной группы «Горожане», вспоминал: «В эти годы множились литературные кружки и литературные объединения… в обществе вдруг отворилась возможность наговориться между собой по душам, и что город после серийных репрессий сталинской эпохи нашел у себя резервы блистательных воспитателей и наставников литературной молодежи».
В течение десяти лет (с 1960-х годов) Николай Леопольдович Браун заведовал отделом поэзии журнала «Звезда», при котором руководил ЛИТО и способствовал продвижению в печать стихов А. Кушнера, В. Сосноры, А. Городницкого, Г. Горбовского, В. Британишского, Я. Гордина, Н. Королева, М. Яснова и др.
Александр Семенович Кушнер – член редколлегии журнала «Звезда». В одном из интервью он сделал комплимент коллегам: «Ни один журнал не сохранил своих прежних больших тиражей, но есть журналы, которые, кажется, стали лучше. Такова петербургская «Звезда».