1930-1940
Александр Беляев
Леонид Добычин
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА
Борис
Житков
Николай
Олейников
Юрий
Тынянов
Даниил
Хармс
Вячеслав Шишков
Писатели:
Как измерить литературную эпоху?

Характеризуя тот или иной литературный период, мы обычно используем знакомые нам временные понятия — «десятилетие», «столетие», «век».
Мы говорим: «поэзия начала XX века», «проза 50, 60, 70-х». Но всегда ли рамки литературной эпохи совпадают с календарными? Нельзя отрицать, что такие примеры существуют. Но все же литература не подчиняется строгим правилам календаря.
Борис
Корнилов
Николай Алексеевич Заболоцкий
В начале творческого пути вступил в ОБЭРИУ, но вскоре от группы отдалился.
Первый сборник «Столбцы» (1929) получил резкие отзывы критиков, после чего взрослые стихи Заболоцкого на некоторое время пропали из печати.
В 1938 г. был арестован и сослан на Дальний Восток. В заключении закончил работу
над переложением «Слова о полку Игореве». В 1946 г. получил разрешение приехать
в Москву, был вновь принят в Союз писателей и вернулся к профессиональной литературной деятельности.

«Заболоцкий прошел сложный путь исканий и опытов, пока стал поэтом широкого звучания и большого дыхания»

Н. Тихонов
Поэт, переводчик, критик, редактор.
«Я познакомился с Заболоцким в конце двадцатых годов… Заболоцкий был румяный блондин среднего роста, склонный к полноте,
с круглым лицом, в очках, с мягкими пухлыми губами. Крутой северорусский говорок — он родился в городе Уржуме Вятской губернии — оставался у него всю жизнь, но особенно заметен был в молодости. Манеры у него смолоду были степенные, даже важные. Впоследствии я как-то сказал ему, что у него есть врожденный талант важности — талант, необходимый в жизни и избавляющий человека от многих напрасных унижений».
Корней Чуковский, поэт, публицист, литературный критик, переводчик
и литературовед
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
Слушай
Интерпретируй
Смотри
1903–1958
Самуил Яковлевич Маршак
«Как Иван Калита собирал Русь, так Маршак собирал детскую литературу», —
отмечал писатель Исай Рахтанов. Самуил Маршак вместе с К. Чуковским стоял
у истоков советской детской литературы, а также Детского государственного издательства (Детгиза). Создал большое количество произведений для детей («Двенадцать», «Теремок», «Мистер Твистер», «Почта», «Кошкин дом» и др.), ставших классическими. Основал собственную редакторскую школу, через которую прошли многие талантливые писатели. Также известен знаменитыми переводами народных детских английских песенок, произведений Р. Бернса, У. Блейка, Р. Киплинга,
Д. Китса, Р. Стивенсона, У. Шекспира. Отмечен рядом государственных наград и премий.
С. Я. Маршак утверждал: «Когда переводишь стихи, следует смотреть не только в книгу, откуда переводишь, но и в окружающую жизнь, и в себя. Поэт-переводчик должен
как бы перевоплотиться в автора и, во всяком случае, влюбиться в него, в его манеру
и язык, сохраняя при этом верность своему языку и даже своей поэтической индивидуальности».
Поэт, переводчик, критик, редактор.
«Когда в начале двадцатых годов молодой Самуил Маршак приходил ко мне и стучал
в мою дверь, я всегда узнавал его по этому стуку, отрывистому, нетерпеливому, четкому, беспощадно-воинственному, словно
он выстукивал два слога: "Мар-шак".
И в самом звуке этой фамилии, коротком
и резком, как выстрел, я чувствовал что-то завоевательное, боевое: - Мар-шак!»
Корней Чуковский, поэт, публицист, литературный критик, переводчик
и литературовед
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
Слушай
Интерпретируй
Смотри
1887–1964
Николай Макарович Олейников
Долгое время Н. Олейников был известен как детский поэт. Он работал под началом
С. Маршака в детской редакции Госиздата, сочинял для журналов «Чиж» и «Ёж» создал новый, до него не существовавший жанр — научную публицистику для детей.
Очерки, рассказы и статьи Н.Олейникова публиковались в журналах под разными псевдонимами, самый известный из которых ‒ «Макар Свирепый». Этот знаковый персонаж журнала, внешне немного похожий на автора, изображался на боевом коне Гвоздике, вместе с которым он участвовал в удивительных приключениях.
При жизни поэта было выпущено 12 книг для детей и опубликовано только пять «взрослых» стихотворений. Однако творчество Н. Олейникова было широко известно в литературных кругах Ленинграда. Его «стихи на случай» ходили в списках, их читали
в клубных залах, на дружеских вечерах, переписывали и заучивали наизусть.

Поэт был арестован 20 июля 1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорен к расстрелу. После реабилитации Н. Олейникова
в 1957 году его стихи по-прежнему оставались под официальным запретом.
В 1975 году в Германии вышел первый сборник стихов поэта, в 1982-м
в Нью-Йорке - второй. В России первый сборник поэта был издан только в 1988-м году.
Поэт, сценарист, редактор.
«Коля Олейников был казак, и притом типичнейший — белокурый, румяный, кудрявый, похожий лицом на Козьму Пруткова, с чубом, созданным богом для того, чтобы торчать
из-под фуражки с околышком. Он был сыном богатого казака, державшего в станице кабак,
и ненавидел своего отца. Все его взгляды,
вкусы, пристрастия выросли в нем из ненависти к окружавшему его в детстве быту. Родня его сочувствовала белым, а он стал яростным большевиком, вступил сначала в комсомол, потом в партию
»
Корней Чуковский, поэт, публицист, литературный критик, переводчик
и литературовед
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
Слушай
Интерпретируй
Смотри
1898–1937
Даниил Иванович Хармс
Непревзойденный «гений абсурда и чёрного юмора», «мастер эпатажа
и мистификаций» ― каких только определений ни звучало в адрес этого яркого, самобытного поэта и писателя, ставшего одной из самых загадочных и знаковых фигур
в истории литературного авангарда и новейших течений в искусстве второй половины 1920-х и 1930-х годов. «Хармс не создает искусство — он сам есть искусство», ― справедливо утверждал Александр Введенский. Даниил Хармс был одним из основателей и главных идеологов, наиболее активным участником авангардной литературной группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), «чинарём-взиральником» в составе неофициального литературно-философского содружества чинарей («малограмотных ученых»), объединившего молодых поэтов и философов:
Д. Хармса, А.Введенского, Л. Липавского, Я.Друскина, Н. Олейникова. Д. Хармс cотрудничал с детским отделом Лениздата, стал любимым автором нескольких поколений маленьких читателей. Долгое время читателям были известны лишь
детские стихи Хармса и та часть «взрослых» произведений, которая считалась «юмористическими». «Взрослые» произведения автора появились в печати только
в 1960-е гг. в самиздатовских журналах. К наиболее известным произведениям Хармса относятся повесть «Старуха», цикл «Случаи», пьеса «Елизавета Бам» и анекдоты
о Пушкине и Гоголе, породившие большое количество подражаний.
Настоящая фамилия — Ювачев. Поэт, прозаик, драматург.
«Я не сразу поняла, что это за человек.
Он был совершенно необычайным, не похожим ни на кого, ни разговором, ни поведением, — человеком неповторимым. Казалось, он весь состоял из шуток. Сейчас я понимаю, что иначе он и не представлял себе своего существования. Чудачество было ему свойственно и необходимо <…>
Он был разнообразен, — я думаю, от нервности. С Маршаком всегда — верх почтительности,
с друзьями — по-мальчишески, с моей мамой — подобострастно, со мною — как Макс
с Морицем.
— Оборотень, — говорил о нем
Юра Владимиров.
— Хамелеон, — охотно поддакивал
Саша Введенский».
Алиса Ивановна Парет,
художник книги, график, живописец.
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
Слушай
Интерпретируй
Смотри
1905–1942