«Авторское чтение Владимира Маяковского было записано дважды — в 1920-м и в 1926 году. Оба раза запись на восковые фоновалики осуществил профессор С. И. Бернштейн. Первый раз Сергей Игнатьевич Бернштейн записывал голос Маяковского в фонетической лаборатории Института живого слова на Знаменской улице в Петрограде.
На 4 декабря в петроградском Доме искусств было объявлено выступление Маяковского с чтением поэмы "150 000 000". Как рассказывал мне
С. И. Бернштейн, он уже слышал в авторском исполнении поэмы "Облако в штанах"," Человек", многие стихи, и его весьма обрадовала возможность
еще раз услышать столь необычную, столь непохожую на чтение всех других поэтов декламацию.
Первое публичное чтение новой поэмы Маяковского — это было событие. Известно, что поэт на эстраде поражал и завораживал слушателей.
Не случайно чуть ли не каждое его выступление отражено в мемуарной литературе.
Приведу здесь отрывок из воспоминаний Риты Райт — описание одного из авторских чтений поэмы "150 000 000" в том же декабре 1920 года: "Маяковский в тысячной аудитории уже не был просто поэтом, читающим свои стихи. Он становился почти явлением природы, чем-то вроде грозы
или землетрясения, — так отвечала ему аудитория всем своим затаенным дыханием, всем напряжением тишины и — взрывом голосов, буквальным,
не метафорическим громом аплодисментов. К знакомым с детства стихиям — огню, ветру, воде — прибавлялась новая, которую условно называли "поэзия".
"Читка Маяковского, — писал позже С. И. Бернштейн, — поражала такой же новизной, как его поэзия вне материального звучания, но в то же время
эта читка отличалась такой близостью к интонациям естественной, разговорной речи, что, несмотря на свою новизну и непривычность,
она воспринималась легко и, словно ключом, открывала замкнутый ларец его поэзии".
По окончании вечера профессор обратился к Маяковскому с просьбой о записи, и поэт охотно согласился посетить его лабораторию. На третий день после вечера в Доме искусств, как и было условлено, Бернштейн зашел за поэтом в гостиницу "Европейская", и они направились в лабораторию.
Были записаны стихотворения "Послушайте! ", "А вы могли бы?", "Гимн судье", "Наш марш", "Военно-морская любовь", "Необычайное приключение...", "Отношение к барышне".
Маяковский читал наизусть. Только последнее стихотворение — по рукописи. После записи аппарат переключили на воспроизведение, и Маяковский
с интересом впервые в жизни слушал свое чтение "со стороны".
Второй раз голос поэта был записан С. И. Бернштейном в январе 1926 года, уже в Институте истории искусств на Исаакиевской площади. Маяковский, только что вернувшийся из Америки, прочитал "Атлантический океан" и начал читать "Блек энд уайт". В этот момент что-то случилось с электрической частью диктофона (усовершенствованная разновидность фонографа) и аппарат остановился. Запись пришлось прервать.
Третий раз Бернштейн предложил Маяковскому записаться на фонограф в 1928 году, когда поэт приехал в Ленинград с очередным выступлением. Маяковский отказался. Во время выступления, заговорив об одной из статей Виктора Шкловского, он неожиданно обратился к находившемуся
в аудитории профессору:
— Бернштейн, верно я излагаю?
Сергей Игнатьевич, вспоминая этот давний эпизод, говорил мне, что воспринял знак внимания со стороны поэта как попытку смягчить отказ, вызванный, по-видимому, какими-то привходящими обстоятельствами, а отнюдь не пренебрежительным отношением к работе профессора.
Четвертый раз С. И. Бернштейн обратился к поэту с той же просьбой о записи весной 1930 года, когда встретился с ним в Москве, в клубе Федерации советских писателей на улице Воровского, 52 Сергей Игнатьевич выступал там с двумя докладами о психологии поэтического творчества и демонстрацией звукозаписей Андрея Белого, Александра Блока, Сергея Есенина, Ильи Сельвинского, Николая Гумилева, Владимира Маяковского.
<…>Доклады С. И. Бернштейна в московском писательском клубе, сопровождавшиеся демонстрациями записей голосов поэтов, вызвали большой интерес. Зал был переполнен. Среди слушателей профессор увидел "демонстрируемых" Сельвинского и Маяковского. В перерыве Маяковский зашел
в лабораторию к Бернштейну. Профессор попросил начитать в фонограф несколько стихотворений, написанных в последнее время. Маяковский поблагодарил, но отказался, сославшись на не очень хорошее самочувствие. Обещал непременно (так и сказал — "непременно") прийти на запись
в Институт истории искусств через две-три недели, когда приедет в Ленинград. Было это в начале апреля 1930 года.
Зал, где Бернштейн делал доклад, был тот самый, в котором Маяковский в феврале 1930 года, в день открытия выставки" 20 лет работы», читал поэму
"Во весь голос", обращаясь уже не столько к современникам, сколько к потомкам.
...Когда прошло первое ошеломление после выстрела 14 апреля, друзья Маяковского вспомнили о фонографических записях его голоса.
Была предпринята попытка (по-видимому, в ноябре 1930 года) перевести их на грампластинку. Перепись получилась неудачной. Тогда интонации Маяковского довольно точно повторил для записи на такой же экспериментальной пластинке Семен Кирсанов.
Он продекламировал поэму "Во весь голос".
Чтецкие интонации Маяковского были тогда "на слуху" у многих его друзей и почитателей. Члены "Бригады Маяковского", которая возникла еще в период подготовки выставки "20 лет работы", одну из главных своих задач видели в «пропаганде чтением» его поэзии. Стиль их декламации был достаточно близок к авторскому. Бригада росла. Новые ее члены учились чтению стихов Маяковского у старых. Так зародилась небывалая в истории русской литературы традиция устной передачи поэтических интонаций, имеющая аналоги только в народном творчестве».