1990-2000
Михаил Веллер
Павел Крусанов
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА
Михаил Кураев
Вячеслав Рыбаков
Нонна
Слепакова
Сергей Стратоновский
Илья
Штемлер
Писатели:
Как измерить литературную эпоху?

Характеризуя тот или иной литературный период, мы обычно используем знакомые нам временные понятия — «десятилетие», «столетие», «век».
Мы говорим: «поэзия начала XX века», «проза 50, 60, 70-х». Но всегда ли рамки литературной эпохи совпадают с календарными? Нельзя отрицать, что такие примеры существуют. Но все же литература не подчиняется строгим правилам календаря.
Александр Мелихов
Александр Кушнер
Как измерить литературную эпоху?
Характеризуя тот или иной литературный период, мы обычно
используем знакомые нам временные понятия —
«десятилетие», «столетие», «век». Мы говорим: «поэзия
начала XX века», «проза 50, 60, 70-х». Но всегда ли рамки
литературной эпохи совпадают с календарными? Нельзя
отрицать, что такие примеры существуют. Но все же
литература не подчиняется строгим правилам календаря.

Наиболее очевидно совпадение литературной
и календарной эпох проявляется на рубеже веков.
Как правило, это период, когда новые тенденции, громко
заявляя о себе, еще не оформились, а прежние при этом
продолжают действовать. Так в одном временном отрезке
новое пересекается со старым. Возможно, поэтому
мыслить в литературе «десятилетиями» было бы
неправильно.Ведь границы творчества гораздо шире
исторических.

Однако тенденция измерять литературу десятилетиями
не нова, и мы решили придерживаться именно такой
периодизации. Это позволяет нам систематизировать
живой литературный процесс и упорядочить естественное
течение литературной жизни, определив в каждом
периоде ключевые фигуры и яркие имена. Литературные
десятилетия сменяют друг друга, меняются и адреса
на нашей литературной карте. Так восстанавливается
связь времен и диалог читателя с автором в пространстве
города.


Александр Семенович Кушнер
Один из лучших лирических поэтов XX века, имени которого, по словам И. Бродского, «суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский».
Автор поэтических сборников: «Первое впечатление», «Ночной дозор», «Приметы», «Письмо», «Прямая речь», «Голос», «Таврический сад», «Тысячелистник»,
«Меж Фонтанкой и Мойкой...» ― всего около 50 книг стихов (в том числе для детей),
а также статей о классической и современной русской поэзии.

Член Союза писателей СССР (1965), Русского ПЕН-центра (1987). Главный редактор «Библиотеки поэта» (с 1992; с 1995 — «Новой библиотеки поэта»). Член редколлегий журналов «Звезда», «Контрапункт» (с 1998), виртуального журнала «Арт-Петербург»
(с 1996)
Поэт, эссеит, публицист, критик
«Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере»
Иосиф Бродский,
поэт, драматург, переводчик
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
Слушай
Интерпретируй
Смотри
род. 1936
Санкт-Петербургский горный университет
Архитектор: А. Н. Воронихин
Год постройки: 1806-1811
С 1953 году в Горном институте, носившем в ту пору имя
Г. Плеханова, собиралось «горняцкое Литературное
объединение» (ЛИТО). Занятия, проходившие
под руководством поэта и переводчика Глеба Сергеевича
Семенова, в шутку называли «Собраниями ГЛЕБ-гвардии
СЕМЕНОВского полка». Свое оригинальное «прозвище»
литературные собрания получили благодаря следующей
истории. Однажды, встретив А. Городницкого в горняцкой
форме, Глеб Семенов воскликнул: «А ты, брат, выглядишь
как поручик!» На что получил от начинающего поэта
остроумный ответ: «Глеб-гвардии Семеновского полка!»
О студенческом ЛИТО вспоминал Владимир Британишский:
«Студенческое поэтическое движение было в Ленинграде
тех лет общегородским явлением, литобъединения в вузах
росли как грибы.

Самым заметным и признанным у молодежи города
в 55-57-м годах было наше литературное объединение
в Горном институте, руководил им Глеб Семенов,
участниками его были поначалу Городницкий, я, Агеев,
Тарутин, Геннадий Трофимов, Лидия Гладкая,
Лина Гольдман, Михаил Судо, позже пришли в институт
Андрей Битов, Яков Виньковецкий, Эдуард Кутырев,
Григорий Глозман, Елена Кумпан, многие из них стали
впоследствии профессиональными литераторами,
но в создании атмосферы тех лет участвовали и те,
которые не стали. К нашему ЛИТО потянулись студенты
из других вузов и нестуденты. В 1955-м пришел к нам
в качестве "вольноопределяющегося" Глеб Горбовский,
живший поблизости от Горного института, женившийся
затем на Лиде Гладкой и уехавший с ней на Сахалин,
а впоследствии работавший в геологических
экспедициях сезонно многие годы. В сентябре 1956-го,
сразу по моем отъезде в Сибирь, в горняцкое лито
были приняты филологи: Кушнер, студент Герценовского
педагогического института, и Нина Королева, аспирантка
Пушкинского дома, только что окончившая университет».
Собрания молодых поэтов прекратились в 1957 году,
когда тираж сборника «литовцев» по указанию местного
парткома был уничтожен – «сожжен в котельной
института». После скандальной истории ЛИТО формально
не закрыли, но сменили руководство: вместо
Глеба Семенова из Союза писателей был приглашен
Дмитрий Левоневский.

Литературное объединение Семенова не распалось,
молодые поэты перебрались в ЛИТО
при Доме культуры им. Первой пятилетки, где учитель
продолжил работу в последующие годы. «Семенов обладал
умением создать коллектив, а потом этот коллектив жил
уже сам», – отмечал Е. Вахтангов.
Несмотря на сравнительно недолгий срок существования
(около трех лет), ЛИТО в Горном институте сыграло
значительную роль в жизни почти каждого из его
участников, большая часть которых навсегда связали себя
с литературой.

В одном из интервью А. Кушнер отмечал:
«Прежде всего, оно <ЛИТО> мне предоставило
литературную среду. В юности, в молодости очень важно,
чтобы рядом с тобой были пишущие люди, с которыми
можно сличить, сверить, сопоставить сделанное тобой
и услышать чужое мнение о твоих стихах. Работать
одному очень трудно. И недаром, допустим, вокруг
Гумилёва толпилось множество молодых поэтов –
они были заинтересованы в его внимании, в его
подсказке. Кроме того, и Мандельштам, и Ахматова
были рядом с ним, – и вместе они создали своё
новое направление в поэзии».

Жилой дом
Год постройки: 1935
«Буду буйные эти любить на ветру тополя / И приневскую
сырость в Калужском своем переулке», – писал А. Кушнер.
В доме №9 в Калужском переулке (рядом с Таврическим
садом) Александр Кушнер поселился вместе с женой
Е. Невзглядовой, поэтом и литературоведом, в 1980-е гг.
Квартиры в этом здании, представляющем собой образец
конструктивистской архитектуры, получали научные
и творческие работники.
В авторском предисловии к книге «Таврический сад» (1984)
А. Кушнер в «оправдание названию» поэтического сборника
указывал следующую причину: «…в Петербурге я живу
рядом с Таврическим садом. "Тем и нравится сад,
что к Тавриде склоняется он, / Через тысячи верст
до отрогов ее доставая"…». Здесь, по словам поэта,
«мелькают дорогие тени» любимых петербургских поэтов ‒
Блока, Анненского, Кузмина, Мандельштама, Ахматовой ‒
«столько раз проходивших через Таврический сад
на башню к Вячеславу Иванову».

Долгие годы квартира Кушнера, как и знаменитая «Башня»
Вяч. Иванова, представляла собой своеобразный
литературный салон, в котором собирались замечательные
друзья: Б. Ахмадуллина, А. Арьев, Е. Евтушенко, Е. Рейн,
Я. Гордин, В. Попов, А. Битов и др. Здесь поэтом были
созданы произведения, вошедшие в сборники
«Времена не выбирают», «Вечерний свет» и др.


Дом М. Е. Кох –
Особняк А. Р. Ламздорф.
Архитектор: Л. Л. Бонштедт, Ф. Н. Соболевский
Год постройки: 1851-1852, 1886
Литературных объединений (ЛИТО) в Ленинграде 60-х
годов насчитывалось около пятидесяти. Создавались
они при библиотеках, Домах культуры, в институтах,
издательствах, журналах.
Поэт Владимир Губин, член литературной группы «Горожане»,
вспоминал: «В эти годы множились литературные кружки
и литературные объединения… в обществе вдруг
отворилась возможность наговориться между собой
по душам, и что город после серийных репрессий
сталинской эпохи нашел у себя резервы блистательных
воспитателей и наставников литературной молодежи».

В течение десяти лет (с 1960-х годов) Николай Леопольдович
Браун заведовал отделом поэзии журнала «Звезда»,
при котором руководил ЛИТО и способствовал продвижению
в печать стихов А. Кушнера, В. Сосноры, А. Городницкого,
Г. Горбовского, В. Британишского, Я. Гордина, Н. Королева,
М. Яснова и др.

Александр Семенович Кушнер – член редколлегии журнала
«Звезда». В одном из интервью он сделал комплимент
коллегам: «Ни один журнал не сохранил своих прежних
больших тиражей, но есть журналы, которые, кажется,
стали лучше. Такова петербургская «Звезда»