Творческий путь писатель начал с создания ряда рассказов и пьес. Не получив должного признания, перешел к созданию киносценариев. В центре его внимания — не абсолютно положительные герои, типичные для произведений сталинской эпохи, а люди живые, сомневающиеся, вступающие в конфликт — с обществом, традициями и с самими собой.
Фильмы, снятые по его сценариям, стали классикой отечественного кинематографа: «Пять вечеров» (по собственной пьесе), «Звонят, откройте дверь!» (1965),
«Похождения зубного врача» (1965), «Осенний марафон» (1979).
Автор пьес: «Пять вечеров» (1959), «В гостях и дома» (1960), «Старшая сестра»
(первонач. назв. «Моя старшая сестра», 1961), «Идеалистка» (1962), «Назначение» (1963), «Две стрелы» (1967; пост. 1980), «Кастручча» (1968), «Дульсинея Тобосская»
(1969; пост. 1971), «Ящерица» (1969; пост. 1982), «Мать Иисуса» (1970).
«Непосредственность, естественность делали порой его поведение неожиданным, даже странным. Но не сам он был тому виной. Володин не совпадал с действительностью
не из-за своей, как кому-то могло показаться, неуживчивости, а из-за того, что предъявлял
к ней (действительности) собственные, вполне закономерные, человеческие требования.
Как и его герои. А она далеко не всегда отвечала пониманием и готовностью соответствовать. Этот конфликт – едва ли не основной в его жизни и в его превосходных пьесах».
Эмиль Кардин,
литературный критик,
прозаик, публицист