1940-1950
Ольга Берггольц
Всеволод Вишневский
ЛИТЕРАТУРНАЯ КАРТА
Александр Гитович
Павел Лукницкий
Вера
Панова
Всеволод Рождественский
Евгений
Шварц
Писатели:
Как измерить литературную эпоху?

Характеризуя тот или иной литературный период, мы обычно используем знакомые нам временные понятия — «десятилетие», «столетие», «век».
Мы говорим: «поэзия начала XX века», «проза 50, 60, 70-х». Но всегда ли рамки литературной эпохи совпадают с календарными? Нельзя отрицать, что такие примеры существуют. Но все же литература не подчиняется строгим правилам календаря.
Вениамин Каверин
Вера
Инбер
Вениамин Александрович Каверин
В. Каверин принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья». Был также близок к младоформалистам. Псевдоним «Каверин» взял в честь гусара из романа
А. Пушкина «Евгений Онегин». Самым известным произведением писателя является приключенческий роман «Два капитана». Книга: выдержала более сотни изданий, была переведена на многие языки мира, дважды была экранизирована в советское время.
За это произведение автор был удостоен Сталинской премии второй степени в 1946 г.

Николай Каверин: «Вениамин Каверин не был одним из тех писателей, чьи произведения могли в советское время быть напечатаны только за рубежом или ходили в «самиздате», или одним из тех, кто писал преимущественно «в стол» в надежде на публикацию
когда-нибудь, в отдаленном будущем. Почти все написанное Кавериным было издано
при его жизни. В целом, по советским меркам, у него всегда была относительно благополучная литературная судьба, если не считать нескольких кампаний разгромной критики».
Поэт, переводчик, критик, редактор.
«Ни тени предательства, ни попытки бросить товарища в трудную минуту, отказаться отвечать на его горе мы не видели за все тридцать лет дружбы от Каверина. Мы отводили на нём душу ещё и потому, что недостатки его были так же ясны и просматриваемы, как и всё его существо. И вдруг поняли – жизнь показала, время подтвердило: Каверин – благородное, простое существо. И писать он стал просто, ясно, создал в своих книгах мир несколько книжный, но чистый и благородный»
Евгений Шварц,
прозаик, драматург,
поэт, сценарист
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
Слушай
Интерпретируй
Смотри
1902–1989

Дом Елисеевых
(Н. И. Чичерина)
Архитектор: Ж. Б. Валлен-Деламот (?);
Н. П. Гребёнка; В. П.Стасов; К. Гаммерштедт
Год постройки: 1768-1771; 1812;
1859-1870; 1902-1904.
Литературное объединение «Серапионовы братья».

Участники: Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко, В. Каверин,
Н. Никитин, М. Слонимский, Е. Полонская, К. Федин,
Н. Тихонов, Вс.Иванов.

Объединение «Серапионовы братья» возникло
1 февраля 1921 г. в комнате М. Слонимского, жившего
тогда в ДИСКе. Группа сформировалась из дружеского
круга студийцев, занимавшихся у Е.Замятина. По мнению
В. Шкловского, вместе их свели невозможность печататься
и «культура письма». Кроме взаимной симпатии, интереса
к творчеству друг друга, серапионов объединяла
аполитичность.

В манифесте группы на вопрос «С кем же вы, Серапионовы
братья? С коммунистами или против коммунистов?»
Л. Лунц отвечал: «Мы с пустынником Серапионом».
Собрания проходили по субботам в тесном кругу, но иногда
допускались и «гостишки». До 1923 г. встречи серапионов
были регулярными, а потом почти прекратились, хотя
формально группа не распалась. Собрания проходили
на квартирах членов братства: например, десятую
годовщину основания отмечали у Н. Тихонова
на Зверинской ул., 2.

В 1920 году В. Каверин представил на объявленный Домом
литераторов конкурс свой первый рассказ
«Одиннадцатая аксиома» и вскоре удостоился премии
за «странное воображение». Этот рассказ не был
опубликован, но произвел впечатление на М. Горького,
который похвалил начинающего автора и начал следить
за его творчеством.
С этим рассказом Каверин и появился у Серапионов:
«Меня привел Виктор Шкловский, представив не по имени,
а названием моего первого и единственного рассказа —
"Одиннадцатая аксиома", о котором, по-видимому, знали
будущие "Серапионовы братья". Потом он ушел,
а я откинулся в угол кровати и стал несколько
пренебрежительно, как это и полагается столичному поэту,
прислушиваться к разгоравшемуся спору. […] Это был спор,
не похожий на споры молодых московских поэтов, в которых
было что-то случайное, менявшееся от месяца к месяцу.
Здесь (это я почувствовал сразу) спор шел об основном —
о столбовой дороге нашей литературы».
Дом Закревского-Зубова
Архитектор: Г. Ю. Боссе, арх. К. К. Шульц.
Год постройки: 1843–1847, 1870 – изменение фасада
Расцвет Российского института истории искусств относится
к 1920-м гг.: в то время здесь работали почти все крупные
филологи и искусствоведы Ленинграда. Среди них —
В. Жирмунский, В. Шкловский, Б. Томашевский, Н. Гумилев.
Ю. Тынянов, В. Каверин, Б. Эйхенбаум, В. Пропп, А. Глазунов,
К. Малевич и др. В 1920-е годы в Институте истории искусств
преподавал Каверин. В 1929 г. он защитил кандидатскую
диссертацию по русской филологии под названием
«Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую
автору звание научного сотрудника первого разряда.
Писательский дом
(«Писательский недоскрёб»)
Архитектор: Л. Руска, А. К. Буржуа
Год постройки: 1800-е, 1838, 1934 – «писательская надстройка»
Близкий к современному вид дом приобрел в 1934 г., когда
на средства писательского кооператива и Литфонда
надстроили два этажа. С тех пор в доме жили
преимущественно члены Союза писателей. Здесь получили
квартиры представители разных литературных объединений
и групп: «Серапионовы братья», «ОБЭРИУ», «Перевал»,
авторы журналов «Чиж» и «Ёж», литературоведы-формалисты,
преподаватели Института истории искусств. Жильцами дома
были М. Зощенко, В. Каверин. Н.Заболоцкий, Н. Олейников,
Е. Шварц, О. Форш, В. Кетлинская, Б. Житков, М. Сломинский,
М. Козаков – всего более 130 известных имен.


В. Каверин в Писательском доме.

В. Каверин жил в квартире № 100. Здесь была написана
первая часть знаменитого приключенческого романа
«Два капитана», а также популярная сказка для детей
«Песочные часы».
В 1938 году в детском журнале «Костер» впервые были
опубликованы главы из романа Вениамина Каверина
«Два капитана». Роман печатался в журнале на протяжении
почти двух лет (№№ 8‒ 12, 1938; №№ 1, 2, 4‒6, 9‒12, 1939;
№№ 2‒4, 1940).
Первое книжное издание увидело свет в 1940 г., первое
издание полностью законченного романа, содержащего
уже два тома, вышло в 1945 году.

В. Каверин жил в доме с 1934 по 1948 гг.
Евгений Львович Шварц
Путь в литературу Е. Шварц начал с работы в газете «Всероссийская кочегарка»
на Донбассе. В 1920-е годы в Петрограде сблизился с кругом «Серапионовых братьев» в Доме искусств, потом сотрудничал с Н. Олейниковым как детский писатель
и сценарист. Автор пьес «Тень», «Дракон», «Медведь», воспоминаний, которые
сам шутя называл «Ме» («Телефонная книжка», «Живу беспокойно»). По сценариям Шварца снято 15 отечественных фильмов, не считая мультипликационных.
Прозаик, драматург, поэт, сценарист.
«…Шварц похож на римлянина.
Гордо посаженная голова, великолепный нос, атлетическое сложение, хоть и располнел
с годами. Весь облик его совершенно
не вяжется с его почерком. Можно подумать,
что он пишет в идущем поезде или даже
в дилижансе и все время пытается перехитрить дорожную тряску. […] На самом деле — Шварц человек редкого душевного здоровья, хотя
и способен огорошить любого неожиданностью поступков
»
Михаил Шапиро,
кинорежиссер, сценарист
Адреса в Петербурге:
Штрихи к портрету
Слушай
Интерпретируй
Смотри
1896–1958
Писательский дом
(«Писательский недоскрёб»)
Архитектор: Л. Руска, А. К. Буржуа
Год постройки: 1800-е, 1838, 1934 – «писательская надстройка»
Близкий к современному вид дом приобрел в 1934 г., когда
на средства писательского кооператива и Литфонда
надстроили два этажа. С тех пор в доме жили
преимущественно члены Союза писателей. Здесь получили
квартиры представители разных литературных объединений
и групп: «Серапионовы братья», «ОБЭРИУ», «Перевал»,
авторы журналов «Чиж» и «Ёж», литературоведы-формалисты,
преподаватели Института истории искусств. Жильцами дома
были М. Зощенко, В. Каверин. Н.Заболоцкий, Н. Олейников,
Е. Шварц, О. Форш, В. Кетлинская, Б. Житков, М. Сломинский,
М. Козаков – всего более 130 известных имен.


Е. Шварц в Писательском доме

Е. Шварц жил в квартире №79. Жилая площадь
его двухкомнатной квартиры была чуть больше 23 кв. м.
Однако в восьмиметровом кабинете Шварцу прекрасно
работалось. Здесь драматург создал известные пьесы
«Тень», «Снежная королева», «Обыкновенное чудо», «Дракон»,
сценарий к фильму «Золушка» с Я. Жеймо в главной роли.

Из воспоминаний М. О. Крыжановской: «Первое время
Евгений Львович с Екатериной Ивановной мыкались
без своего жилья, снимали квартиру на 7-й Советской.
Потом Шварцу дали (наверное, от Союза писателей) две
комнаты на Литейном проспекте. И поэтому они, конечно,
были очень счастливы, когда стала строиться писательская
надстройка: им обещали там квартиру, и они эту квартиру
№ 79 в 1934 году получили, хоть была она крошечной —
две комнаты общим метражом двадцать три метра.

Жил в доме с 1934 по 1955 гг.
Жилой дом
Архитектор: М. И. Саркисов
Год постройки: 1955
Среди жильцов дома Литфонда – знаменитые литераторы
Л. Пантелеев, М. Дудин, Д. Гранин. Драматург Е. Шварц
провел здесь последние три года жизни. Окна его квартиры
выходили к карнизу с массивными колоннами.
«Живу, как в Афинах», — посмеивался Шварц.
На доме установлена мемориальная доска доброму сказочнику
с цитатой «У нас такие тайны — обхохочешься».
Е. Шварц жил в доме с 1955 по 1958 гг.

Александр Дымшиц, вспоминал: «С 1955 года мы жили
с Шварцем, что называется, под одной крышей, в новом доме
на Петроградской стороне. Евгений Львович
и Екатерина Ивановна поселились в небольшой и очень
уютной квартире второго этажа.

По странной причуде архитектора окна этой квартиры
выходили на своего рода площадку, с которой поднимались
ввысь массивные колонны. «Живу, как в Афинах, —
посмеивался Шварц. — Вы не видели меня утром?
В сандалиях, в тоге, со свитком в руках, украшенный
лавровым венком, я шествовал между колоннами
и спорил с киниками из «Ленфильма», — имя же им —
легион»
Елисеевский магазин
Архитектор: Г.В. Барановский
Год постройки: 1902-1903
В 1929 г. театральное помещение в Доме Елисеевых отдали
молодому Театру Сатиры под руководством Д. Гутмана.
Через два года Театр Сатиры объединили с театром
«Комедия». В 1935 г. театр уже назывался Ленинградским
театром комедии, его возглавил выдающийся режиссер
и художник Н. Акимов, с приходом которого началась новая
страница в жизни театра. Акимов начал сотрудничать
с Е. Шварцем, ставшим, по общему признанию,
«душой театра». Спектакли по мотивам пьес Шварца «Тень»
и «Дракон» положили начало новому сценическому жанру –
философской сказке для взрослых.
«После долгого выбора темы для «взрослой» пьесы
(за это время Шварц написал несколько пьес для детей)
я предложил Шварцу продолжить опыт обращения к Андерсену
и взять коротенькую сказку — «Тень», которую я всегда
очень любил.

Дней через десять после этого разговора он прочитал
написанный залпом и почти без переделок первый акт —
самый блестящий в этой пьесе.

Окончание работы — второй и третий акты — заняло много
месяцев. Это положило начало нашему постоянному спору
с Шварцем. Он категорически не признавал составления
предварительного плана пьесы, говоря, что это его стесняет
и лишает вкуса к работе, что это — французский способ,
а он — русский драматург. Обвинял меня в пристрастии
к французам, а французов в том, что они едят лягушек!
И как бы ни был он прав в своей позиции — свободного
полета не обремененной планом фантазии у него всегда
хватало на первые акты, которые действительно получались
замечательно, после чего неизменно начинались
композиционные мучения, в которых уже и театру,
и режиссеру приходилось посильно принимать участие.

Но все же в 1940 году «Тень» появилась на сцене
Театра комедии и была сразу признана и зрителями,
и критикой и начала свою длительную жизнь на мировой
сцене».

/Николай Акимов, театральный режиссёр, сценограф, педагог, художник, публицист/