Литературная карта Петербурга
Александр Белый
Александр Грин
Евгений Замятин
Михаил Зощенко
Николай Клюев
Николай Тихонов
Алексей Толстой
Константин Федин
Корней Чуковский
Виктор Шкловский
«Это был один из самых красивых людей, каких я когда-либо видел. Ему едва исполнилось двадцать четыре года. Смуглый, чернобровый, невысокого роста, с артистическими пальцами маленьких рук, он был элегантен даже в потертом своем пиджачке и в изношенных, заплатанных штиблетах. Когда я узнал, что он родом полтавец, я понял, откуда у него эти круглые, украинские брови, это томное выражение лица, эта спокойная насмешливость, затаенная в темно-карих глазах. И произношение у него было по- южному мягкое, хотя, как я узнал потом, все его детство прошло в Петербурге»
Корней Чуковский, поэт, публицист,
литературный критик, переводчик и литературовед

Штрихи к портрету
Михаил Зощенко
(1894–1958) — писатель, драматург, переводчик.
М. Зощенко известен в первую очередь как сатирик, хотя сам в большей степени ценил свои научно-художественные произведения. Оригинальный мыслитель, Зощенко стремился найти универсальный рецепт счастья. Автор почти тысячи сатирических рассказов и фельетонов, «Сентиментальных повестей», «Голубой книги», повести «Перед восходом солнца». В 1946 г. был подвергнут гонениям и исключен из Союза писателей в связи с постановлением «О журналах "Звезда "и "Ленинград"». В дальнейшие годы Зощенко был вынужден заниматься переводческой работой (в его переводе вышли книги А. Тимонена, М. Цагараева, М. Лассилы). В июне 1953 года был заново принят в Союз писателей как переводчик, но полная реабилитация его имени произошла уже после смерти писателя, в 1988 г., когда постановление признали ошибочным.
Адреса Михаила Зощенко в Петербурге:
Дом искусств (ДИСК). Литературное объединение «Серапионовы братья».
Дом Елисеевых (Н. И. Чичерина).

Архитектор. Ж. Б. (?) Валлен-Деламот; Н. П. Гребёнка; В. П. Стасов; К. Гаммерштедт
Год постройки: 1768-1771; 1812; 1859-1870; 1902-1904

В 1919 г. бывший Дом Елисеевых приобрел известность как Дом искусств, совмещавший творческое пространство с общежитием для деятелей искусств. Одним из отданных ДИСКу помещений была квартира купца С. Елисеева, «огромная, бестолково раскинувшаяся на целых три этажа, с переходами, закоулками, тупиками, отделанная с убийственной рыночной роскошью» (В. Ходасевич).

М. Зощенко в ДИСКе.
В 1919 году М. Зощенко получил в Доме искусств комнату для постоянного проживания. Здесь он познакомился со многими талантливыми писателями и поэтами (Н. Гумилевым, О. Мандельштамом, А. Грином, О. Форш, В. Ходасевичем, В. Шкловским и др.), а также стал участником литературного объединения «Серапионовы братья».
В Доме искусств Зощенко написал свои первые успешные произведения: «Рыбья самка», «Серый туман», «Старуха Врангель», «Лялька Пятьдесят» и др. Писатель жил в ДИСКе с 1919 по 1922 гг.
К. И. Чуковский вспоминал: «Здесь-то и расцвело дарование Зощенко, здесь началась его первая слава. Здесь он прочитал только что написанные "Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова". Восхищаясь многоцветною словесною тканью этого своеобразного цикла новелл, студисты повторяли друг другу целые куски из "Виктории Казимировны" и "Гиблого места". […] Если, проходя по коридору, вы слышали за дверью комнаты Михаила Слонимского взрывы многоголосого смеха, можно было с уверенностью сказать, что там Зощенко: либо читает свою новую рукопись, либо рассказывает какой-нибудь смешной эпизод. Войдешь — и увидишь: все сгрудились вокруг него и хохочут, как запорожцы у Репина, а он сидит с неподвижным лицом, словно и не подозревает о причине смеха».

Литературное объединение «Серапионовы братья».


Участники: Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский, Е. Полонская, К. Федин, Н. Тихонов, Вс. Иванов.
Объединение «Серапионовы братья» возникло 1 февраля 1921 г. в комнате М. Слонимского, жившего тогда в ДИСКе. Группа сформировалась из дружеского круга студийцев, занимавшихся у Е. Замятина. По мнению В. Шкловского, вместе их свели «невозможность печататься» и «культура письма». Кроме взаимной симпатии, интереса к творчеству друг друга, серапионов объединяла аполитичность. В манифесте группы на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов?» Л. Лунц отвечал: «Мы с пустынником Серапионом». Собрания проходили по субботам в тесном кругу, но иногда допускались и «гостишки». До 1923 г. встречи серапионов были регулярными, а потом почти прекратились, хотя формально группа не распалась. Собрания проходили на квартирах членов братства: например, десятую годовщину основания отмечали у Н. Тихонова на Зверинской ул., 2.
Дом искусств (ДИСК). Литературное объединение «Серапионовы братья».
Дом Елисеевых (Н. И. Чичерина).

Архитектор. Ж. Б. (?) Валлен-Деламот; Н. П. Гребёнка; В. П. Стасов; К. Гаммерштедт
Год постройки: 1768-1771; 1812; 1859-1870; 1902-1904

В 1919 г. бывший Дом Елисеевых приобрел известность как Дом искусств, совмещавший творческое пространство с общежитием для деятелей искусств. Одним из отданных ДИСКу помещений была квартира купца С. Елисеева, «огромная, бестолково раскинувшаяся на целых три этажа, с переходами, закоулками, тупиками, отделанная с убийственной рыночной роскошью» (В. Ходасевич).

М. Зощенко в ДИСКе.
В 1919 году М. Зощенко получил в Доме искусств комнату для постоянного проживания. Здесь он познакомился со многими талантливыми писателями и поэтами (Н. Гумилевым, О. Мандельштамом, А. Грином, О. Форш, В. Ходасевичем, В. Шкловским и др.), а также стал участником литературного объединения «Серапионовы братья».
В Доме искусств Зощенко написал свои первые успешные произведения: «Рыбья самка», «Серый туман», «Старуха Врангель», «Лялька Пятьдесят» и др. Писатель жил в ДИСКе с 1919 по 1922 гг.
К. И. Чуковский вспоминал: «Здесь-то и расцвело дарование Зощенко, здесь началась его первая слава. Здесь он прочитал только что написанные "Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова". Восхищаясь многоцветною словесною тканью этого своеобразного цикла новелл, студисты повторяли друг другу целые куски из "Виктории Казимировны" и "Гиблого места". […] Если, проходя по коридору, вы слышали за дверью комнаты Михаила Слонимского взрывы многоголосого смеха, можно было с уверенностью сказать, что там Зощенко: либо читает свою новую рукопись, либо рассказывает какой-нибудь смешной эпизод. Войдешь — и увидишь: все сгрудились вокруг него и хохочут, как запорожцы у Репина, а он сидит с неподвижным лицом, словно и не подозревает о причине смеха».

Литературное объединение «Серапионовы братья».


Участники: Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский, Е. Полонская, К. Федин, Н. Тихонов, Вс. Иванов.
Объединение «Серапионовы братья» возникло 1 февраля 1921 г. в комнате М. Слонимского, жившего тогда в ДИСКе. Группа сформировалась из дружеского круга студийцев, занимавшихся у Е. Замятина. По мнению В. Шкловского, вместе их свели «невозможность печататься» и «культура письма». Кроме взаимной симпатии, интереса к творчеству друг друга, серапионов объединяла аполитичность. В манифесте группы на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов?» Л. Лунц отвечал: «Мы с пустынником Серапионом». Собрания проходили по субботам в тесном кругу, но иногда допускались и «гостишки». До 1923 г. встречи серапионов были регулярными, а потом почти прекратились, хотя формально группа не распалась. Собрания проходили на квартирах членов братства: например, десятую годовщину основания отмечали у Н. Тихонова на Зверинской ул., 2.
Писательский дом («Писательский недоскрёб»).
Архитектор: Л. Руска, А. К. Буржуа
Год постройки: 1800-е, 1838, 1934 – «писательская надстройка»

Близкий к современному вид дом приобрел в 1934 г., когда на средства писательского кооператива и Литфонда надстроили два этажа. С тех пор в доме жили преимущественно члены Союза писателей. Здесь получили квартиры представители разных литературных объединений и групп: «Серапионовы братья», «ОБЭРИУ», «Перевал», авторы журналов «Чиж» и «Ёж», литературоведы-формалисты, преподаватели Института истории искусств. Жильцами дома были: М. Зощенко, В. Каверин. Н.Заболоцкий, Н. Олейников, Е. Шварц, О. Форш, В. Кетлинская, Б. Житков, М. Сломинский, М. Козаков ― всего более 130 известных имен.

М. Зощенко в Писательском доме.
В 1934 г. М. Зощенко выкупил в писательской надстройке четырехкомнатную квартиру №122 на четвертом этаже. В кабинете, выходящем окнами на Чебоксарский переулок, созданы многие известные произведения писателя. Здесь завершалась правка «Голубой книги», велась работа над повестью «Перед восходом солнца». После разгромного доклада А. А. Жданова «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» и исключения из Союза писателей содержать большую квартиру Зощенко не мог. В 1948 г. семья Зощенко переезжает в трехкомнатную квартиру №124. В 1955 г. эту квартиру разменяли на комнату в коммунальной квартире №118 (для сына Валерия, 1921 г.р.) и двухкомнатную квартиру №119. В последней квартире Зощенко провел три последних года своей жизни. Сейчас здесь находится «Государственный литературный музей «ХХ век».
Писатель жил в Писательском доме с 1934 по 1958 гг.
Художник-иллюстратор Нина Носкович-Лекаренко вспоминала об обстановке квартиры №122: «Бывая в доме у Михаила Михайловича, я поражалась тому, как, при всем его материальном благополучии в то время, сам он жил очень скромно. Вход в его комнату был через отделявший ее от общей передней тамбур, который был изолятором от нежелательных шумов и внезапных вторжений. Он жил вместе с семьей и в то же время отдельно.
Обставленная без всяких претензий, кроме элементарных удобств, комната, светлая, в два окна. Никелированная обычная кровать, полки с книгами, непритязательное бюро. Конторка, за которой работают стоя. На бюро под стеклом маленькая фотография красивой молодой женщины в большой шляпе моды 1914–1915 годов. Михаил Михайлович сказал мне, показав этот портрет, что когда-то он очень любил эту даму и что живет она за границей».
Писательский дом («Писательский недоскрёб»).
Архитектор: Л. Руска, А. К. Буржуа
Год постройки: 1800-е, 1838, 1934 – «писательская надстройка»

Близкий к современному вид дом приобрел в 1934 г., когда на средства писательского кооператива и Литфонда надстроили два этажа. С тех пор в доме жили преимущественно члены Союза писателей. Здесь получили квартиры представители разных литературных объединений и групп: «Серапионовы братья», «ОБЭРИУ», «Перевал», авторы журналов «Чиж» и «Ёж», литературоведы-формалисты, преподаватели Института истории искусств. Жильцами дома были: М. Зощенко, В. Каверин. Н.Заболоцкий, Н. Олейников, Е. Шварц, О. Форш, В. Кетлинская, Б. Житков, М. Сломинский, М. Козаков ― всего более 130 известных имен.

М. Зощенко в Писательском доме.
В 1934 г. М. Зощенко выкупил в писательской надстройке четырехкомнатную квартиру №122 на четвертом этаже. В кабинете, выходящем окнами на Чебоксарский переулок, созданы многие известные произведения писателя. Здесь завершалась правка «Голубой книги», велась работа над повестью «Перед восходом солнца». После разгромного доклада А. А. Жданова «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» и исключения из Союза писателей содержать большую квартиру Зощенко не мог. В 1948 г. семья Зощенко переезжает в трехкомнатную квартиру №124. В 1955 г. эту квартиру разменяли на комнату в коммунальной квартире №118 (для сына Валерия, 1921 г.р.) и двухкомнатную квартиру №119. В последней квартире Зощенко провел три последних года своей жизни. Сейчас здесь находится «Государственный литературный музей «ХХ век».
Писатель жил в Писательском доме с 1934 по 1958 гг.
Художник-иллюстратор Нина Носкович-Лекаренко вспоминала об обстановке квартиры №122: «Бывая в доме у Михаила Михайловича, я поражалась тому, как, при всем его материальном благополучии в то время, сам он жил очень скромно. Вход в его комнату был через отделявший ее от общей передней тамбур, который был изолятором от нежелательных шумов и внезапных вторжений. Он жил вместе с семьей и в то же время отдельно.
Обставленная без всяких претензий, кроме элементарных удобств, комната, светлая, в два окна. Никелированная обычная кровать, полки с книгами, непритязательное бюро. Конторка, за которой работают стоя. На бюро под стеклом маленькая фотография красивой молодой женщины в большой шляпе моды 1914–1915 годов. Михаил Михайлович сказал мне, показав этот портрет, что когда-то он очень любил эту даму и что живет она за границей».
Студия при издательстве «Всемирная литература». Доходный дом А. Д. Мурузи.
Архитектор: А. К. Серебряков, П. И. Шестов, Н. В. Султанов
Год постройки: 1874–1876

Студия при издательстве «Всемирная литература»

Дом Мурузи является культовым местом для любителей отечественной литературы: в этом доме жили Н. Лесков, Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Пяст, И. Бродский. В феврале 1919 года газета «Жизнь искусства» известила: «При издательстве „Всемирная литература" организована литературная студия». Студия была создана с целью подготовить квалифицированных переводчиков для известного издательства, выпускавшего произведения мировой художественной литературы, а также дать литературное образование молодым поэтам и начинающим писателям.
«Вскоре она (студия) переменила свой профиль и по желанию студистов превратилась в нечто вроде факультета по изучению русской и иностранной литературы», – писал Корней Иванович в комментариях к «Чукоккале». В воспоминаниях о Зощенко он говорит об этом подробней: «Дело в том, что среди студистов стали появляться такие, которые нисколько не интересовались мастерством перевода. Не переводить они жаждали, но создавать свои собственные литературные ценности… Не столько за тем, чтобы слушать чьи бы то ни было лекции, приходили они в нашу Студию, сколько за тем, чтобы встречаться друг с другом, читать друг другу свои литературные опыты, делиться друг с другом пылкими мыслями о будущих путях литературы, в создании которой они страстно мечтали участвовать». Студия просуществовала недолго, но именно с нее начинали свой литературный путь многие известные писатели.
Участники: К. Чуковский, Е. Замятин, В. Шкловский, М. Лозинский, Н. Гумилев, Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко, В. Познер, Е. Полонская, М. Слонимский и др.
Студистам предлагали на выбор четыре отделения: прозы (им руководил Замятин), поэзии (Гумилев), переводов (Лозинский) и критики (Чуковский). В конце июня 1919 г. М. Зощенко поступает в студию на отделение критики. На занятиях он знакомится с Н. Гумилевым, Е. Замятиным, В. Шкловским, с будущими «серапионами» – Л. Лунцем, И. Груздевым, М. Слонимским, Е. Полонской. Пишет ряд критических статей «О Вл. Маяковском», «Конец рыцаря Печального Образа» о А. Блоке и шуточные «Приказы по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово». Здесь была задумана книга «На переломе».
Об этом периоде в жизни Зощенко пишет его жена ‒ Вера Зощенко: «Здесь были открыты отделения прозы, поэзии, критики и переводов. Помещалась Студия на Литейном проспекте, но с осени 1919 года ее перевели в только что открытый Дом искусств на Мойке, угол Невского. И здесь, под руководством Корнея Ивановича Чуковского, который вел занятия в отделении критики, учится Михаил Зощенко».
Студия при издательстве «Всемирная литература». Доходный дом А. Д. Мурузи.
Архитектор: А. К. Серебряков, П. И. Шестов, Н. В. Султанов
Год постройки: 1874–1876

Студия при издательстве «Всемирная литература»

Дом Мурузи является культовым местом для любителей отечественной литературы: в этом доме жили Н. Лесков, Д. Мережковский и З. Гиппиус, В. Пяст, И. Бродский. В феврале 1919 года газета «Жизнь искусства» известила: «При издательстве „Всемирная литература" организована литературная студия». Студия была создана с целью подготовить квалифицированных переводчиков для известного издательства, выпускавшего произведения мировой художественной литературы, а также дать литературное образование молодым поэтам и начинающим писателям.
«Вскоре она (студия) переменила свой профиль и по желанию студистов превратилась в нечто вроде факультета по изучению русской и иностранной литературы», – писал Корней Иванович в комментариях к «Чукоккале». В воспоминаниях о Зощенко он говорит об этом подробней: «Дело в том, что среди студистов стали появляться такие, которые нисколько не интересовались мастерством перевода. Не переводить они жаждали, но создавать свои собственные литературные ценности… Не столько за тем, чтобы слушать чьи бы то ни было лекции, приходили они в нашу Студию, сколько за тем, чтобы встречаться друг с другом, читать друг другу свои литературные опыты, делиться друг с другом пылкими мыслями о будущих путях литературы, в создании которой они страстно мечтали участвовать». Студия просуществовала недолго, но именно с нее начинали свой литературный путь многие известные писатели.
Участники: К. Чуковский, Е. Замятин, В. Шкловский, М. Лозинский, Н. Гумилев, Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко, В. Познер, Е. Полонская, М. Слонимский и др.
Студистам предлагали на выбор четыре отделения: прозы (им руководил Замятин), поэзии (Гумилев), переводов (Лозинский) и критики (Чуковский). В конце июня 1919 г. М. Зощенко поступает в студию на отделение критики. На занятиях он знакомится с Н. Гумилевым, Е. Замятиным, В. Шкловским, с будущими «серапионами» – Л. Лунцем, И. Груздевым, М. Слонимским, Е. Полонской. Пишет ряд критических статей «О Вл. Маяковском», «Конец рыцаря Печального Образа» о А. Блоке и шуточные «Приказы по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово». Здесь была задумана книга «На переломе».
Об этом периоде в жизни Зощенко пишет его жена ‒ Вера Зощенко: «Здесь были открыты отделения прозы, поэзии, критики и переводов. Помещалась Студия на Литейном проспекте, но с осени 1919 года ее перевели в только что открытый Дом искусств на Мойке, угол Невского. И здесь, под руководством Корнея Ивановича Чуковского, который вел занятия в отделении критики, учится Михаил Зощенко».